Главное меню

  • К списку параграфов
§§ 46-47. ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА


Жырау (поэты-исполнители эпоса). В истории устной казах­ской литературы важная роль принадлежала творчеству жырау. Казахский народ всегда высоко ценил ораторское искусство. По­этому в кочевом обществе влияние импровизаторов, поэтов-песен- ников на массы было огромным. Жырау с древних времен испол­няли при ханах функции советников, воспевали отвагу и стой­кость батыров, оплакивали умерших героев, ханов. В своих песенно-гюэтических произведениях жырау философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме объясняли различные со­бытия в жизни государства и народа. В своих песнях они восхва­ляли или критиковали деяния ханов и султанов. Излагали свое мнение о происходящих событиях, давали советы и рекомендации ханам, как преодолеть сложные жизненные моменты.

Содержание песен жырау, живших в XVI-XVII веках, отра­жало обычаи и традиции, думы и чаяния казахского народа. Знаменитыми представителями поэзии жырау были Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Ахтамберды, Шалкииз иБухар-жырау.

Доспамбет-жырау родился в 1490 году в городе Азове, умер в 1523 году под Астраханью. Он был не только непревзойденным поэтом-песенником, но и батыром. Песни Доспамбета-жырау при­зывали к защите своей страны и народа от внешних врагов.

Жиембет-жырау происходил из династии крупных феодалов Младшего жуза. Жиембет был бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником, принимал участие в вой­нах хана Есима с соседними ханствами, где отличился мужеством и находчивостью. Жиембет был одним из главных вдохновителей победы казахов над ойратами в 1620 году. В 1627 году участвовал в подавлении мятежа правителя Ташкента хана Турсуна, попытавше­гося отделиться от хана Есима и создать свое независимое ханство. Позднее Жиембет-жырау критиковал хана Есима за его ошибки в правлении ханством и жестокость. Его творчество свидетельствует, что жырау являлся красноречивым и остроумным акыном.

Сказки. Казахские сказки тоже отражали различные стороны жизни народа, выражали его чаяния и мечты. Многие сказки по­явились еще до распространения среди казахов исламской рели­гии, под влиянием языческих верований. По истечении времени эти сказки, прочно укоренившиеся в народной памяти, подверг­лись новому осмыслению, изменившись в жанровом и содержа­тельном отношении. Сказки делились на несколько жанров: о жи­вотных, фантастические, бытовые, реалистические и сатиричес­кие. В фантастических сказках прослеживается смешение элемен­тов шаманства с исламскими представлениями. В них ярко выра­жено стремление людей к познанию и раскрытию тайн природы, изучению далеких стран и поискам Жеруюка (мифологической земли, где царит счастливая жизнь). Широко популярными в на­роде были сказки «Ер Тостик», «Куламерген», «Алтын сака», «Ала- ман и Жоламан», «Асан Кайгы», «Карамерген» и другие. Герои фан­тастических сказок изображались находчивыми, умными, смелы­ми, очень сильными, чуткими и прозорливыми, достойными под­ражания.

В сказках о животных верблюд, лошадь, овца и коза являлись друзьями,- а дикие звери - волк, лиса, медведь, тигр и змея - вра­гами человека.

Аяз би, Жиренше, Алдар Косе и другие герои бытовых и сати­рических сказок изобличали жестоких и злобных ханов, жадных и корыстолюбивых баев, несправедливых биев и превращали их в объекты посмешища. Сказки также рассказывают об умных, пре­данных и честных женщинах, которые в конце концов обретают свое счастье.

Героический эпос. Героический эпос в основном составляли событийные дастаны (поэмы), в которых прославлялись мужество и отвага батыров, защищавших свой народ от нашествия внешних врагов и ограждавших его от неисчислимых мук и невзгод. В уст­ном народном творчестве слово «батыр» означало мужественного, справедливого, сильного и решительного воина. В героическом эпо­се реальные исторические события отображались в сочетании с пре­увеличением (гиперболой), порожденным воображением жырау. Например, эпосы «Ер-Таргын», «Ер-Саин», «Камбар», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Торехан», «Телагыс», «Кубагул» и другие повествуют о народной борьбе против захватчиков. И в то же время сказители как бы сместили историческое время, события и персонажи, замени­ли старых врагов новыми, то есть основной сюжет эпоса ранних вре­мен был переработан в соответствии с современным им временем.

В героическом эпосе рассматривались исторические события XVI-XVII веков. В дастанах часто звучал призыв к объединению трех жузов. Вместе с тем воспевались горячая любовь батыров к своей Родине и массовый героизм народа.

Лирико-эпические поэмы. Одним из наиболее распространен­ных жанров устной литературы были лирико-эпические поэмы. Ос­новные темы поэм этого жанра: любовь, история борьбы за свое счастье, полной лишений и страданий влюбленных, преодоление ими препятствий на своем пути. В лирических поэмах особое вни­мание уделялось описанию быта, обычаев и традиций народа. К лирико-эпическим произведениям относятся «Козы Корпеш и Баян- Сулу», «Кыз Жибек», «Айман - Шолпан», «Кулше кыз», «Макпал кыз» и ряд других. Социальная несправедливость являлась глав­ной преградой на пути молодых к счастью, они подвергались го­нениям, испытаниям за их любовь.

Музыкальное искусство. Народные гуляния, увеселительные зрелища и свадьбы никогда не обходились без музыки. У казахов много видов различных музыкальных инструментов. Инструмен­тальная музыка сопровождала песни, эпические произведения.

Побывавшие в XIII-XV веках в Казахстане путешественники Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло, Рузбихан, Якуб в своих письменных трудах особо отмечали важную роль музыки в жизни казахского народа. Широко были известны в средневеко­вом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Коркыт-Ата (VII— VIII вв.), Асан Кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыра-жырау (XVI в.), Бухар-жырау (XVIII в.), Нысан-абыз (XVIII в.).

Самым популярным среди всех музы­кальных инструментов была домбра. Из смычковых широкое распространение полу­чил кобыз. Музыканты также играли на сви­рели, сделанной из камыша и дерева.

В песенном искусстве казахов большое место занимало терме (литературно-песен­ный жанр). Оно исполнялось в различных ритмах, в сжатой форме и носило в основ­ном назидательно-наставительный характер.

Акыны импровизированно сочиняли терме, жырши и жырау пели эпические и истори­ческие поэмы, сказки и легенды в соответ­ствии с традицией жанра терме. Песенные строки терме обычно состояли из 7-8 сло­гов. В зависимости от объема терме его ме­лодия подвергалась частым изменениям, приобретая новое звучание, а иногда, по не­обходимости, повторялось и начальное.

Искусные народные музыканты сочиня­ли и кюи (народные музыкальные произве­дения), исполнямые на различных музы­кальных инструментах. По обыкновению, домбрист перед исполнением кюя кратко из­лагал его содержание. Так, например, в кюе о жаворонке («Бозторгай»), птица защищает своих птенцов от змеи, звуками домбры передаются ее страх перед ней и предсмертная агония, жалобные крики птенцов, дрожь крыльев их матери и, на­конец, ее последнее самопожертвование, когда она сознательно идет на гибель ради спасения своих детенышей.

До наших дней сохранились народные кюи «Аксак Кулан» («Хромой кулан»), «Жошы ханнын жортуылы» («Поход хана Жошы»), «Шора батыр», «Амир Аксак» («Хромой эмир»), «Камбар батыр», «Ел айырылган» («Разъединение народа») Асана Кайгы, «Сагыныш» («Тоска») Казтугана.

1. Кого называют жырау? Чем они отличаются от акынов?

2.         Какие виды сказок вы знаете? Какие казахские сказки вы знаете?

3.         Назови несколько казахских эпических поэм.

4.         Каковы основные темы и содержание лирико-эпических поэм?

5.        Что необходимо, чтобы стать хорошим музыкантом - усердие или талант?

Вопросы для самопроверки

1.         Происходил из династии крупных феодалов Младшего жуза ...

A.                              Доспамбет-жырау       С. Ахтамберды

B.                              Жиембет-жырау          D. Бухар-жырау

2.         В казахских сказках другом из перечисленных животных явля­лось следующее животное ...

A.                                лошадь           С.         лиса

B.                                волк     D.        медведь

3.         Какой из перечисленных жырау родился в городе Азове?

A.                                Доспамбет-жырау      С.         Ахтамберды

B.                                Жиембет-жырау         D.         Бухар-жырау