Главное меню

  • К списку параграфов
§ 41. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАНА ТАУКЕ (1680-1715 гг.)


Политическое положение Казахского ханства до провозгла­шения ханом Тауке. В XVII веке внутреннее положение Казах­ского ханства было очень сложным. В государстве не утихали рас­при и соперничество между знатью, феодалами. Некоторые казах­ские султаны стремились обособиться от ханской власти и пра­вить своими владениями единолично. В это время стали преры­ваться тесные связи и между жузами, каждый из них пытался стать независимым друг от друга. Такая обстановка в стране постепен­но вела к образованию в каждом из трех жузов своего ханства. Хотя на словах ханы этих трех жузов подчинялись великому хану Казахского ханства, фактически они были независимыми. Создав­шаяся ситуация препятствовала объединению казахского народа, несмотря на то, что существовала реальная угроза нашествия из­вне. Эти факторы не только заметно ослабили Казахское ханство, но и были причиной его поражений в решающих сражениях с врагами.

Особо участились и усилились войны и феодальный гнет при хане Тахире и его наследниках. Протестуя против произвола хана и феодалов, казахские общины перекочевывали в другие места. Вследствие этого население Казахского ханства намного умень­шилось. Оказавшись в соседних государствах, казахи, как и преж­де, продолжали заниматься своим кочевым хозяйством.

Вследствие побед и поражений казахских ханов в беспрерыв­ных войнах границы Казахского ханства часто менялись. В поли­тическом отношении Казахское ханство не было единым. Отдель­ные части территории Казахстана оставались в составе Узбекско­го ханства, Могулистана, Ногайской Орды и Сибирского ханства. К этому времени как никогда ослабли политические и экономи­ческие связи между тремя жузами. Экономическая отсталость, пре­обладание замкнутого натурального хозяйства, отсутствие посто­янных торговых центров и упадок южных городов в XVII веке не давали возможности для создания единого централизованного го­сударства, преодоления раздробленности. Несмотря на то, что меж­ду Узбекским и Казахским ханствами существовала договоренность о прекращении войн и оживлении торговли, некоторые султаны, не признававшие над собой власти отдельных ханов, со своими от­рядами часто вторгались в Среднюю Азию. Это создавало угрозу для возникновения новой войны между Узбекским и Казахским ханствами и приводило к нарушению мирной жизни народов. Рас­при и междоусобицы между самими ханами, султанами и вождя­ми племен тормозили развитие экономики, хозяйства и культуры.

Ослабление центральной власти. В связи с ухудшением по­литического положения Казахское ханство было практически раз­дроблено на отдельные владения. Феодальные междоусобицы и рас­при усугубляли разобщенность казахов. Различные феодальные группы, соперничая между собой, стремились к захвату богатых пастбищ и старались подчинить себе соседние роды и племена.

Ханы Средней Азии и джунгарские феодалы натравливали каза­хов друг на друга, преследуя свои корыстные цели.

В конце XVII века власть казахского хана уже не распростра­нялась на все население ханства. Воспользовавшись тяжелейшим внутренним и внешним положением Казахского ханства, ойрат- ские племена вторглись на территорию Казахстана и захватили плодородные земли и лугопастбищные угодья, изгнав с них мест­ное население. Ослабление ханской власти и ухудшение внутрен­него положения Казахского ханства во второй половине XVII века можно проследить по следующим фактам: именно в это время на­рушились единство и солидарность между жузами Казахского хан­ства, прекратились экономические и хозяйственные связи между ними. В результате господствующая знать каждого жуза избрала угодных себе ханов. Таким образом, Старший жуз имел одного хана, Средний жуз - другого, Младший жуз - третьего. Независимая власть этих трех ханов ослабляла власть великого хана и снижала его вли­яние и авторитет перед другими. Ханы перестали повиноваться ве­ликому хану, безукоснительно исполнять его распоряжения.

Влияние внешнего положения на ослабление ханства. В этот сложный период ханский титул принял сын хана Есима - Жангир (1629-1652 гг.). За героические подвиги в борьбе с джунгарами в народе его называли Салкам (Внушительным) Жангиром. До того, как он стал ханом, слава о его мужестве и самоотверженности ста­ла легендарной не только среди казахов, но и за пределами хан­ства. Ко времени занятия Жангиром ханского трона Джунгарское ханство усилилось как в экономическом, так и военном отношени­ях. Джунгары совершали частые набеги на Казахское ханство. В целях отпора завоевателям хан Жангир стремился установить со­юзнические отношения с Бухарским, Жаркентским ханствами и соседними кыргызами, ибо все чаще и чаще происходили воору­женные столкновения с захватчиками.Основными причинами нашествия джунгарских феодалов на Казахское ханство были: во-первых, захват кочевых мест и паст­бищ, во-вторых, подчинение себе торговых центров в Присыр- дарьинском регионе. С целью осуществления этих замыслов мно­гочисленные войска джунгар вторглись в казахские степи. Они бес­пощадно истребляли казахов, живших на стыке границ Среднего и Старшего жузов, грабили их имущество и угоняли скот.

В 1643 году в Орбулакском сражении хан Жангир с 600 вои­нами противостоял 50-тысячному войску джунгар. Победа с та­ким малочисленным отрядом над многочисленным войском джун­гар - редчайшее событие в истории войн. Умело используя мест­ные условия, малое количество воинов хана Жангира расположи­лось в местности Орбулак в горах Косколан, что на однодневном расстоянии от города Жаркент. Уверенные в победном исходе это­го сражения в свою пользу джунгары потеряли в этом сражении 10 тысяч воинов. Получив известие о предстоящем вооруженном столкновении хана Жангира с джунгарскими войсками, батыр Жа- лантос из рода алшын откликнулся на просьбу о помощи Жанги­ра и с 20-тысячным войском внезапно ударил в тыл противника.

Мужество, находчивость и дальновидность Жангира в Орбулак­ском сражении прославили его имя на весь казахский народ. Органи­зовали и руководили сражением батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агантай, Найман Коксерек, Алшын Жиембет, Канлы Сарпын, Кыр- гыз Коден и др.

Однако джунгары все еще оставались грозными врагами. Они продолжали совершать набеги в Чуйскую долину и к озеру Бал­хаш и пытались отторгнуть их от Казахского ханства.

После победы казахов джунгарские войска были вынуждены отступить, но окончательно они не признали своего поражения. Поэтому правители Джунгарии тщательно готовились к предсто­ящей войне. Для этого собирали новые войска, в тех крепостях Сибири, где размещались русские отряды, покупали вооружение и пушки. Джунгары у зависимых от них кыргызов отбирали ло­шадей. Лишь после такой всесторонней подготовки в 1652 году войска джунгар снова напали на Казахское ханство. Значитель­ную часть своей жизни хан Жангир посвятил отпору джунгарским нашествиям. Настоящий патриот родной земли, хан Жангир по­гиб в поединке в одном из боев с врагом.

В 1665 году джунгарские завоеватели, напав на Восточный Тур­кестан, подчинили себе Чалыш, Аксу и Кашгарию. Завоевав Жар­кент в 1670 году, джунгары всю власть в нем передали в руки перешедших на их сторону ханов Жолбарыса и Исмаила из дина­стии Чагатаидов. Вхождение Восточного Туркестана с его тради­ционно развитыми ремеслами, высокоразвитым зерноводством, са­доводством и бахчеводством в состав Джунгарского ханства уси­лило его экономическую мощь. На рудниках Кашгарии джунгары стали производить ружейные пули и порох.

Вторгнувшись в Жетысу и Южный Казахстан, джунгарские войска разорили казахские аулы, захватили 9 городов, в том чис­ле Сайрам, Манкент, Шымкент, Караспан, Ташкент и др.

Таким образом, воспользовавшись тяжелым внутренним и внешним политическим положением Казахского ханства, джун­гарские феодалы не раз совершали набеги на казахские земли, разоряя и уничтожая мирное население, грабя имущество, хозяй­ство, уводя в рабство тысячи людей, угоняя скот. Причинами этих бед казахского народа являлись такие факторы, как ослабление политической власти Казахского ханства и феодальные междо­усобицы. Казахское ханство лишилось своей территориальной це­лостности, а народ - своего единства.

Укрепление верховной власти при хане Тауке. После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 гг. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодаль­ными распрями и раздробленностью внутри страны, создать силь­ное централизованное государство казахов. Правильно оценив тог­дашнее внутреннее и внешнее положение, он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепле­ния своей власти он стал опираться на представителей степной аристократии - биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал осо­бое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. По установлениям хана Тауке, судебной властью были облечены только хан и родовые бии. В совете при хане решающий голос при­надлежал биям, которые решали все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства. Все крупные спорные вопросы меж­ду феодалами решались с их участием. Бии постепенно повсемест­но превратились в исполнительную власть.

При поддержке биев хан Тауке вел беспощадную борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению госу­дарства, не желая признавать ханскую власть.

Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. На Культобе под Ташкентом был со­зван курултай трех жузов. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев такими широко известными в народе личностями, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би и др.

Толе би Алибекулы (1663-1756 гг.) родился на территории нынешней Жамбылской области, в местности Жайсан. В возрасте 20 лет начал заниматься судебным разбирательством, при реше­нии судебных споров отличался справедливостью. Был очень по­пулярен среди народа за бескомпромиссное судейство, являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты-Жаргы». После смерти хана Тауке, когда Казахское хан­ство раздробилось, управлял Старшим жузом. Толе би был одним из организаторов отпора казахов завоевателям- джунгарам. В своих высказываниях, положе­ниях, сохранившихся в устных народных ска­заниях, Толе би поднимал вопросы о положе­нии простого народа, выступал против раздо­ров и междоусобиц в Казахском ханстве.

Казыбек би Каздауысты (Гусиноголосый)

Кельдыбекулы (1667-1764 гг.) родился на тер­ритории нынешнего Казыбекского района Кара­гандинской области. С юных лет отличался глу­боким умом и поэтическими способностями. Бла­годаря незаурядным способностям, Казыбека с детства стали привлекать к решению судебных тяжб, его уважали за честность и справедливость.

Участвовал в создании «Жеты-Жаргы». Пользо­вавшийся огромным авторитетом Казыбек би как советник хана Тауке участвовал в управлении го­сударством, был одним из организаторов борьбы против джунгаров. Выдающийся бий Казыбек от­личался неповторимым ораторским искусством, в своей речи он искусно использовал яркие по­этические образы, сравнения.

Айтеке би Байбекулы (1683-1722 гг.) про­исходил из Западного Казахстана. Он являлся потомком знаменитого батыра Жалантоса. До хана Абулхаира управлял всеми родами Млад­шего жуза. Как предводитель Младшего жуза и признанный бий также участвовал в созда­нии «Жеты-Жаргы». Привлекался ханом Тау­ке к решению государственных дел и улажи­ванию крупных междоусобиц в Казахском хан­стве. Поэтическое творчество Айтеке би глубо­ко содержательно. Его произведения полны размышлений о смысле жизни, морали, этике, нравственности.

Хан Тауке превратил совет биев в важней­ший орган управления с совещательными функциями, при этом были значительно расширены права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением при хане, в зада­чи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики Казахского ханства. Решения совета биев име­ли обязательную силу. Даже хан не мог отменить его решение.

Действия биев были направлены на объединение сил казах­ского народа против джунгарского нашествия.

Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза, которые при прежних ханах раздирались внутренними междоусобицами и были разобщены. Он подавлял всевозможные распри между султанами и предпринимал меры для усиления внутренне­го порядка в ханстве. В этот период хану Тауке удалось присоеди­нить к Казахскому ханству значительную часть родов и племен соседних кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев - Кокыма Карашору и Сасык бия. Эта дальновидная внешняя политика хана Тауке была направлена на создание военного союза между казахами, кыргызами и каракалпаками перед угрозой джун­гарского нашествия. Хан Тауке также старался поддерживать мир­ные отношения с Бухарским ханством, регионами Средней Азии, устанавливать взаимовыгодные торговые связи с их городами.

«Жеты-Жаргы» хана Тауке. Заняв ханский трон, Тауке осо­бое внимание уделял внутреннему положению ханства, экономи­ческому и политическому укреплению государства. Для этого при активном участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Млад­ший жуз) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы», что бук­вально означает «Семь установлений». В его основу были положе­ны сформировавшиеся уже при прежних ханах правовые нормы управления государством и народом - «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ecni жолы» («Исконный путь хана Есима»). Признанные вожди казахского народа, наиболее влиятельные и мудрые из биев трех казахских жузов - Толе би, Казыбек би и Айтеке би - заново переработали и привели в единую систему названные выше своды законов уже при­менительно к жизни и быту, общественно-социальной среде каза­хов в новых условиях. Собственно, к пяти главам из свода законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще две главы. Так появился на свет свод законов «Жеты-Жаргы». Хан Тауке неодно; кратно собирал совет биев в местности Культобе для его обсужде­ния, пока свод не был окончательно утвержден. Этот свод законов в научно-исторической литературе именуется как «Законы хана Тауке». В свод этих законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся испокон веков из поколения в поколение. Они были понятны и доступны народным массам, отве­чали понятиям социальной и правовой справедливости казахско­го общества XVII века. Поэтому основанный на них свод законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке способствовал политическому объеди­нению казахского народа. Принятие «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами и племенами, а также разногла­сия между тремя жузами. Усиление ханской власти на законода­тельной основе привело к сохранению единства народа.

Права и обязанности хана по «Жеты-Жаргы»:

«Хан - единственный властитель всех родовых объединений. Он имеет право на владение всеми землями Казахского ханства;

решение хана при дележе земель, при перераспределении земель между родами является окончательным решением;

-               хану принадлежит право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками;

-               хану принадлежит верховное право ведения переговоров с дру­гими государствами, решать внешнеполитические вопросы;

-               в целях предотвращения беспорядков внутри страны, лицам, совершившим тяжкие преступления, хан имеет право выносить смертные приговоры, исполняя одновременно функции и верхов­ного судьи;-               хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех членов казахского общества приказания».

В результате принятия свода законов «Жеты-Жаргы» хана Та­уке был наложен запрет на раздоры в стране; человек, нарушив­ший закон, нес суровое наказание. Таким образом, Казахское хан­ство превратилось в независимое, чисто национальное государство с общим языком и общей территорией.

Согласно «Жеты-Жаргы», в обязанность всем главам родов и племен вменялась ежегодная явка в осеннее время в назначенное место на народное собрание. При этом все они должны были яв­ляться на народные собрания с оружием. Это требование было настолько строгим, что люди, явившиеся без оружия, на совет не допускались. Также они лишались права голоса. В «Жеты-Жар­гы» в перечень преступлений включались убийство, воровство, мя­теж, причинение телесных повреждений, умыкание (кража) жен­щины, оскорбление Всевышнего, принятие христианской религии и др.

К правовой ответственности привлекали с 13 лет. За убийство беременные женщины не привлекались к ответственности. Соглас­но законам «Жеты-Жаргы», вступление в брак разрешалось с I 3-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным

родственникам до семи поколений, ибо близкие родственные отно­шения супругов приводили к рождению физически неполноцен­ных детей. В «Жеты-Жаргы» заключение брака допускалось по следующим традициям: сосватать по обоюдной договоренности ро­дителей (с момента рождения) и засватать (со стороны жениха). Был установлен и порядок взимания калыма (приданого). Его раз­мер устанавливался в зависимости от зажиточности и состоятель­ности конкретного человека, его происхождения или родовитос­ти. По «Жеты-Жаргы», в случае смерти жены разрешалось же­ниться на ее сестре. Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вер­нуть калым (приданое) первому жениху, заплатив вдобавок к это­му в порядке компенсации штраф.

Внутреннее и внешнее политическое положение Казахского ханства в период правления хана Тауке. В период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оста­валось крайне сложным. Между феодалами, правящими родами и племенами Казахского ханства, не утихали междоусобицы и рас­при. Все три хана казахских жузов (Старшего, Среднего и Млад­шего) имели намерения отделиться от Казахского ханства и само­стоятельно, независимо ни от кого, править своей территорией. Хотя малые ханы трех жузов на словах подчинялись великому хану, на деле в своих владениях они проводили самостоятельную политику. Подобно малым ханам, и султаны внутри каждого жуза стремились к самостоятельности, не признавая над собой власть малого хана. Это привело Казахское ханство к политической раз­дробленности.

Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками при хане Тауке на время приостановило вторжения джунгар на казах­ские земли. В 1680 году, когда джунгары напали на Южный Ка­захстан, от их разбоя уцелел только город Туркестан. Там в то время находился со своими войсками хан Тауке.

Однако хану Тауке удалось относительно стабилизировать по­литическое положение в стране. Он усилил ханскую власть, осу­ществлял меры, направленные на прекращение междоусобиц и распрей между степными аристократами, расправляясь с непокор­ными его власти султанами и предводителями родов и племен.

В период правления хана Тауке был разработан и утвержден свод законов «Жеты-Жаргы», регулировавший правовой порядок и деятельность государственной власти. Хан постоянно искал пути установления союзнических и добрососедских отношений с сосед­ними Казахскому ханству государствами.

В конце XVII и начале XVIII веков джунгарские феодалы бес­прерывно совершали набеги на Казахское ханство. Они стреми­лись к захвату Южного Казахстана и присырдарьинских городов с богатым рынком, а также тех мест, где пролегали важные кара­ванные пути. В 1681-1685 годах джунгары не раз нападали на Южный Казахстан. Они разрушили город Сайрам, разорили реги­оны поливного земледелия. Одна часть джунгарских войск дошла до реки Сарысу, а другая вторглась в восточные и северные райо­ны Среднего жуза.

Казахский хан Тауке прилагал значительные усилия по ук­реплению единства народа и организации отпора врагу. Он моби­лизовал силы всех трех жузов для победы над опасным врагом. В борьбе с джунгарами он опирался на помощь кыргызов и кара­калпаков. В 1710 году близ Каракумов собрались представители всех жузов для решения вопроса об организации отпора джунга­рам. После этого были сформированы народные ополчения. Эти ополчения одержали важную победу над завоевателями, вытеснив их на восток. Однако победа была неполной, причиной этому по­служили вновь продолжившиеся междоусобицы и распри между крупными феодалами Казахского ханства. Такое положение не спо­собствовало объединению народа и мобилизации всех сил для от­пора врагу. Воспользовавшись этим, джунгары снова напали на казахские земли.

1. Каким было политическое положение ханства, когда Тауке занял ханский трон? Как боролся хан Тауке с междоусобицами и рас­прями?

2.         Какие вопросы решали ханский совет, совет биев?

3.         Что такое «Жеты-Жаргы»?

4.         Каким было внутреннее положение ханства при Тауке?

5.         Каким было внешнее положение Казахского ханства перед джун­гарским нашествием?

6.         Как повлияли на жизнь и быт народа внешние и внутренние от­рицательные факторы в положении ханства?

Вопросы для самопроверки

1.         В какие годы правил хан Тауке?

A.      в 1523-1538 годы           С. в 1598-1628 годы

B.       в 1582-1598 годы           D. в 1680-1715 годы

2.         На кого опирался при своем правлении хан Тауке?

A.       на султанов      С. на аксакалов

B.        на биев            D. на батыров

3.         Как назывался свод законов, разработанный во время правления хана Тауке?

A.        «Исконный путь»        С. «Проторенный путь»

    B.       «Жеты-Жаргы»           D. «Велик кесим»