Главное меню

  • К списку параграфов
§ 20. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ


Описание: Описание: Подпись: Абу Насыр аль-Фараби.Развитие науки. Начиная с X века, в Южном Казахстане ста­ла широко распространяться исламская религия. Поэтому все ли­тературные и научные произведения стали писать на арабском язы­ке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались мед­ресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и об­разование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби,.пи­савший труды арабским письмом.

Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.) ро­дился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Баг­даде и Дамаске. Он был ученым-философом, му­зыкантом, математиком с прогрессивным на­учным мировоззрением. Аль-Фараби был на­зван «вторым учителем» после Аристотеля. В своих трудах он доказывал, что человек может познать мир, его сущность посредством своих


чувств и разума. Логика, медицина, космология, анатомия, фило­софия, юриспруденция, математика - вот круг его широких науч­ных интересов, которые великий ученый осмысливал и развивал своим проницательным умом.

На родине аль-Фараби в Отраре (Фарабе) был ряд ученых, носив­ших фамилию Фараби, производную от названия округа, уроженца­ми которого они являлись. Среди них в XII веке нам известны имена Искака аль-Фараби, Жаухари аль-Фараби, Ахмада аль-Фараби и др. Они тоже внесли свой вклад в развитие различных отраслей науки.

Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопе­дист. Знаменитый ученый своего времени продолжил научные тра­диции и преемственность Абу Насыра аль-Фараби, Габбаса аль- Жаухари. Он - автор свыше 150 научных трудов по истории, ма­тематике, географии, астрономии, медицине и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звез­дах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые па Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентриче­скую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения.

Развитие языкознания. Тюркоязычные народы до X века пе­режили несколько общественных и государственных укладов Тюркского каганата. Это тормозило развитие языка. Хотя тюрко­язычные племена говорили на тюркском языке, у отдельных пле­мен имелись свои языковые, диалектные особенности. В процессе образования народностей огузов, карлуков и кыпчаков тюрко­язычные племена сливались друг с другом. Такую общность и бли­зость тюркоязычных племен в свое время исследовал известный ученый-языковед Махмуд Кашгари.

Описание: Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image072.jpgМахмуд Кашгари (1030-1090 гг.) - пол­ное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашга­ри. Его отец родился в городе Кашгаре. Полу­чив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком, приобретенные знания он на­правил на изучение языка родного народа.

Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд шслючает в себя слова тюркских племен сред-­
невековья. По словам самого ученого, перед тем как писать свой труд, ученый объездил все города и все тюркские племена. Извест­ный русский ученый А. Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Каш- гари преследовал одну цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского языка. А другой ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравни­тельном изучении тюркских языков был пер­вопроходцем среди исследователей.

В своем труде ученый не ограничился ис­следованием языков лишь тюркских племен. В его труде содержится много сведений о то­понимах, истории, этнографии, устном на­родном творчестве тюрков и соседних наро­дов. Поэтому данный труд является един­ственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.

Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) ро­дился в городе Баласагун на реке Чу. Пол­ное имя его Юсуф (Жусип) Хас ХажипБала­сагуни. Он известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Ученый писал: «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта - единственный и первый сбор­ник мудрости на родном языке». Он был про­тивником тех, кто, пренебрегая своим род­ным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. Отсюда понятно, на­сколько велико значение этого труда, по­явившегося на тюркском языке.

В «Кутадгу билик» имеется много сведе­ний об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также рели­гиозных верованиях тюркоязычных народов.

Ученый в своем труде исследовал вопро­сы философии, астрономии, алгебры и дру­гих отраслей науки, что говорит о его науч­ной разносторонности. Вместе с тем в книге встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и рито­рики (красноречия). Например, такие пословицы, как «Краса слов - пословица», «В старости украшает богатство, в молодости - труд».

«Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий обще­ственную жизнь тюркоязычных народов до XI века. Ученый на- чал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «великий хасхажип», что означает «глав­ный везир». Названный труд и в наши дни является общим досто­янием всех тюркоязычных народов. Ученые используют его при изучении языка, литературы, истории и других отраслей науки тюркских народов.

Литература. Развитие устного народного творчества в VII-IX веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Одним из представителей вновь за­рождающейся литературы являлся видный поэт эпохи Карахани- дов Ахмед Иу гнеки.

Ахмед Иугнеки. Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки не­известны. Настоящее его имя - Адиб Ахмед Махмудулы. Его род­ной город - Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его зна­менитая книга «Дар истины».

Дастан (поэма) написан на тюркском языке, на котором гово­рило население государства Караханидов. В нем поэт призывал л юдей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям:

Образованный, повышая свои знания,

живет ими,

И вдоволь вкушает их сладость

всю долгую жизнь.

Знания раскрывают свои секреты стране

и народу,

А неуч бахвалится лишь пустыми словами

о пользе знаний.

Советуя говорить красноречиво и всегда уместно, он писал:

Слов без счета!

Зная об этом, придерживай свой язык,

Не придержишь - он обернется для тебя бедой.

Сдержанный язык - золото для мужчин,

Не зря гласит пословица:

«Язык мой - враг мой».


В поэме содержится много мудрых мыслей о нравственности и морали, призывов к полу­чению образования, овладению знаниями.

Описание: Описание: Подпись: Ходжа Ахмед Йасауи.Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.)ро- дился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась до­черью шейха Мусы (в некоторых источниках она именуется Карашаш). Ахмед рано остался сиротой, лишившись матери и отца, когда ему было семь лет. Он воспитывался у своей сест­ры Гаухар-Шахназ. Грамоте он обучился у отца. Позднее освоил каноны исламской рели­гии. С детских лет он жил в городе Туркестан (другое его назва­ние Йасы), поэтому принял приставку к имени - Йасауи. Затем учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан. Он был проповедни­ком исламской религии в Казахстане и продолжателем дела свое­го учителя Арыстан-Баба.

Ходжа Ахмед Йасауи в народе стал изве­стен как автор сборника стихов «Диуан-и-хик- мет» («Книга о премудрости»). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом. В этом труде автор проповедует любовь к Все­вышнему, смирение и аскетизм, призывает лю­дей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Поэт беспощад­но бичует несправедливость окружающего мира и изворотливых и алчных подхалимов.

Одним из великих поэтов - учеников Ахмеда Йасауи - является Сулеймен Бакыр- гани, известный в народе как Хаким-ата. В своих стихах поэт-воспевал добрые челове­ческие отношения между людьми.

В период широкого распространения ис­ламской религии на юге Казахстана появилась поэма акына Али «Жусуп- Злиха». Хотя в ней воспеваются честность и преданность в любви, она полна религиозных мотивов.

Таким образом, в Х-ХП веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литератур­ные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.


3.         Кто был первым тюркским ученым-языковедом? Автором какого известного труда он является?

4.         Расскажите о Юсуфе Баласагуни.

5.         Кого из средневековых авторов письменных литературных про­изведений вы знаете?

6.         В чем заключается смысл стихотворных строк, касающихся язы­ка и образованности?

7.  Запишите в тетради по истории сведения о Ходжа Ахмеде Йасауи. 


Вопросы для самопроверки

1.         В городе Весидж родился ученый ...

A.                                        Искак аль-Фараби          С. Абу Насыр аль-Фараби

B.                                        Жаухари аль-Фараби     D. Ахмад аль-Фараби


2.         Знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» написал ...

А. Абу Насыр аль-Фараби С. Юсуф Баласагуни

Д. Махмуд Кашгари            D. Ахмад а ль- Фараби


3.         Автором одного из первых трудов на тюркском языке «Кутадгу билик» являлся ...

A.                                        Абу Насыр аль-Фараби С. Ахмед Иугнеки

B.                                        Махмуд Кашгари            Д Юсуф Баласагуни