Главное меню

  • К списку параграфов
§ 19. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА


Доисламские верования. По сведениям археологических иссле­дований, на юге и юго-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования.

Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн - бог полей и
лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.

Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега - тотема.

Так, при раскопках присырдарьинских средневековых горо­дов была найдена посуда с изображениями баранов и птиц. Навер- шия крышек были сделаны в виде барана с рогами. Среди изобра­жений на крышках - птицы, среди которых можно определить петуха с характерным гребешком. Такие крышки посуды часто встречаются при раскопках городов Отрар, Куйрыктобе и Оксус.

Одной из традиций религиозных верований в средние века яв­лялось поклонение огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI-XII векам. Ученые связывают их с культом поклонения огню. То, что поклонение огню в средневековье было широко распространено у тюркоязычных народов, мы уже знаем. Поклонение огню казахи и кыргызы свя­зывали со священной Умай ана. В казахском народе почитание огню и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь» и т.д. Существовала традиция: ког­да в доме появлялась молодая сноха, подливали масло в огонь, то есть совершали жертвоприношение. Это были издавна бытующие в народе традиции, суеверия и обычаи.

Описание: Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image069.jpgОсобенно сильны были традиции древних религиозных веро­ваний в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по- прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианско- го толка, буддизм и др. Например, при раскопках городища Акто- бе были обнаружены остатки винодельни, принадлежавшей хрис­тианам несторианского толка, в сооружении которой использовал­ся обожженный кирпич с изображения­ми крестов.

Влияние исламской религии на раз­витие культуры. Распространение ис­ламской религии началось в период араб­ских вторжений в Среднюю Азию и Ка­захстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы Керамическая посуда.                 против других народов, объявляя им
«мойну за истинную веру». Арабы захва­тили земли Ирана, Сирии, Палестины,

Описание: Описание: Подпись: Коран.Египта, Ирака, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Арабский полко- иодец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, затем в 714 году - Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали побе­ду над китайскими войсками. В X-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ис­лам государственной религией. Вначале исламская религия в ос­новном распространялась в городах. В письменных источниках рас­сказывается о том, что люди, принявшие ислам, группами ходили в мечети. А в других источниках говорится, что тюрки-мусульма- мо кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом. Арабский ис­торик аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведенных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, когда они стали обяза­тельными городскими сооружениями. Это полностью подтверж­дено археологическими раскопками. Так, были раскопаны остат­ки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Ме­чети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. Так, например, в 4-5 километрах южнее Отрара близ зи­мовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребаль­ным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с со- одюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по му­сульманскому обряду умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Прежде пред­меты, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. А согласно исламской религии, это запрещалось.

Во второй половине XII века среди представителей знати кип-  чаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном го­роде кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь лепли многие известные ученые-богословы, в частности Хисамаддин аль-Сыгнаки. Укрепление исламской религии оказало благо­творное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.


1.            Какие религиозные верования существовали в Казахстане до при­нятия ислама?

2.            В тетради по истории запишите сведения о религиозных верова­ниях. Расскажите об их особенностях.

3.            Когда был принят ислам в Казахстане? Кто объявил его государ­ственной религией?

4.            Из чего можно судить об укреплении позиций ислама в регионах Казахстана?

5.            Запишите в тетради по истории сведения о религиозных обрядах, традициях, бытовавших в средневековом Казахстане.

Вопросы для самопроверки

1.            Как называется жертвенное животное, оберег?

A.                             тотем С.         тавро

B.                             талисман        D.        клеймо

2.            В 751 году в битве против китайских войск вместе с арабами уча­ствовали ...

A.                             карлуки          С.         уйгуры

B.                             уйсуны           D.        тюргеши

3.            Когда арабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил город Шаш?

A.                             в 633 году      С.         в 714 году

B.                             в 709 году      D.        в 751 году