Главное меню

  • К списку параграфов
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


Аллегории иносказательное изображение абстрактного понятия или яв­ления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или ка­честв. Связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанав­ливается по аналогии.

Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи, один из способов звуковой организации речи.

Амфибрахий трехсложный стихотворный размер, в котором ударение па­дает на второй слог в стопе.

Анапест — трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Антитеза — противопоставление характеров, обстоятельств, образов, ком­позиционных элементов, создающих эффект резкого контраста. Встречаются антитезы персонажные (в персонажной организации), сюжетные (в сюжетном построении), композиционные.

Афоризм — краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод, обобщающий смысл явлений.

Баллада — один из видов лиро-эпической поэзии — стихотворение или по­вествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, магическая музыкаль­ность. В балладе часто присутствует элемент загадочного, необъяснимого, не­договоренного. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни.

Басня — краткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирической ко направленности и имеющей ино­сказательный смысл. Персонажами басни часто выступа ют животные, растения и неодушевленные предметы.

Былнна — героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о под­вигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси (IX—XIII вв.); вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Вечные образы — образы мировой литературы, стечением времени не утра­тившие своего значения.

Герой литературный — образ человека в художественном произведе­нии. Часто употребляется н значении "персонаж”, "действующее лицо”. Дополнительный смысловой оттенок — позитивная доминанта личности, се не­ординарность, исключительность.

I ипербола художественный прием, основанный на чрезмерном преуве­личении событий, чувств, размера изображаемого явления. Используется для создания комического эффекта, когда преувеличивается отдельная деталь порт­рета. черта характера или линия поведения персонажа.

Гротеск художественный прием, в основе которого подчеркнутое, мак­симально возможное преувеличение и заострение, нарушение границ правдо­подобия. трансформация художественных образов, приводящая к соединению несоединимого — реального и фантастического, ужасного и смешного, трагиче­ского и комического, безобразного и возвышенного.

Дактиль трехсложный стихотворный размер, в котором ударенно падает на первый слог.

Действие — 1) Законченная часть спектакля, пьесы (то же. что и акт). 2) В драме и эпосе - развитие событий, составляющее основу, "плоть" сюжета (фибу­лы). •!) В театре основное средство воплощения сценического образа.

Диалог — разговор двух, иногда более лиц в литературном произведении, двухстороннее общение людей, осуществляемое в форме лаконичных высказы­вании (реплик). Диалог доминирует в драме и имеет большое значение в эпиче­ских произведениях.

Драма — 1) Драматургия — один из основных родов литературы, отражаю­щий жизнь в действиях, поступках и переживаниях людей, литературное про­изведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Предназначается для исполнения (постановки) иа сцене, ориентирована на зрелищную вырази­тельность; пвторскую речь заменяют ремарки. К драматическим произведе­ниям относятся трагедии, комедии, собственно драма, мелодрамы, водевили.

2) Собствен но драма один из ведущих жанров драматургии, изображение лич­ности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях.

Жанр литературный — исторически сложившийся тип художественного произведения, организующий все его элементы в целостную художественную реальность. Совокупность произведений, объединяемых общностью предметов изображения, кругом тем, отношением автора к описываемому, единством ком­понентов формы и т. д. Различают жанры литературные, в эпосе роман, по­весть, рассказ, в лирике — стихотворение, ода. в драме — трагедия, комедия. Каждый жанр существует в определенную эпоху в виде типологических раз­новидностей (например, роман психологический, исторический, роман-зпонея и т. п.).

Житие — жанр древнерусской литературы, жизнеописание людей, при­знанных святыми христианской церковью. Житие отличается от биографии подчеркнуто религиозной оценкой и окрашенностью описываемых событий. Авторы неизвестны или не названы.

Завязка — исходное событие, с которого начинается развитие сюжета. Начальный момент в развитии событий часто определяет все последующее раз­вертывание действия.

Идея художественная — главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения и выраженная в образной форме. Авторское отношение к изобра­жаемому, вариант решения основной проблемы выражаются во всей художе­ственной структуре произведения.

Инверсия — необычная последовательность слов в предложении, наруше­ние общепринятой грамматической последовательности речи, перестановка ча­стей фразы, придающая ей особую выразительность; часто встречается в сти­хах.

Ирония - иносказание, выражающее насмешку или лукавство, двойной смысл, когда сказанное в контексте речи обретает противоположное значение. Ироническое отношение предполагает насмешку, определенным образом спря­танную. но легко обнаруживаемую в интонациях анторарлсскаэчика. Ирония в художественном произведении может выступать как оборот речи, троп и как художественный принцип, определяющий звучание всего произведения.

Классицизм — художественное направление, сложившееся в европей­ской литературе XVIII в., в основе которого признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая

сюжетно-композиционная организация. Человеческие характеры обрисовы­ваются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопо­ставляются. Разделение жанров на высокие — трагедия, эпопея, ода и низ­кие — комедия, сатира, басня. Смешение высокого и низкого жанров не допуска­ется; ведущий жанр — трагедия.

Комедия — разновидность драматического произведения, в которой осмеи­ваются общественные и человеческие пороки. В основе комедии может лежать противоречие (несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимо­го. прекрасного и безобразного.

Композиция построение художественного произведения, расположение его частей, образов, эпизодов в определенной последовательности в соответствии с содержанием и жанровой формой произведения, важнейший структурный принцип, существенный элемент стиля.

Конфликт — острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу действия, закономерно возникающее противоборство, противоречие между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное дей­ствие. Конфликт может быть локальный, преходящий, неразрешимый, частный или общий, явный или скрытый, внешний или внутренний.

Кульминация — наивысшнй и переломный момент в развитии действия, по­сле которого события движутся к развязке.

Легенда — один из жанров народной, несказочной прозы, народное преда­ние о выдающемся событии или поступке человека, в основе которого чудо, фан­тастический образ. В то же время сюжет легенды базируется на реальных или допустимых фактах и воспринимается рассказчиком как допустимое событие. Легендарный герой может иметь прообраз в реальной жизни или в историче­ской действительности.

Летопись — повествовательный жанр древнерусской литературы в форме записей важнейших исторических событий по годам, последовательное описа­ние событий их свидетелем или участником.

Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь с помо­щью изображения чувств, переживаний, мыслей человека, вызванных темн или иными обстоятельствами. В центре авторского внимания - образ-переживание, лирический герой, его чувства не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики; стихотворная форма, отсутствие фабулы, субъективизм, небольшой объем.

Литература художественная — вид искусства, воссоздающий образную, субъективную картину мира, отражение жизни с помощью слова; художествен­ный способ постижения человека и окружающей действительности.

.Метафора — переносное значение слова, основанное на скрытом сравнении или уподоблении одного предмета, явления другому по сходству или контрасту, в котором слова "как", "как будто”, "словно” отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностью метафоры является олицетворение — уподобление живому су­ществу.

Метол художественный — особый тин образного видения мира, историче­ски сложившийся способ отражения действительности, общий принцип от­бора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, выявление в нем главного, общий тип подхода писателя к действительности.

Монолог — речь одного человека в художественном произведении, разверну­тое высказывание персонажа или повествователя. Монолог может быть обращен

к определенному адресату или уединенным - принимающим форму внутрен­ней речи, произносимым в одиночестве вслух.

Направление художественное — конкретно-историческое проявление худо­жественного метода в творчестве множества писателей, объединенных общно­стью идейно-эстетических принципов, которые складываются исторически в течение длительного времени. Принадлежность к одному литературному на­правлению предполагает общность культурно-эстетической традиции.однотип­ность миропонимания, однако отношение к поставленным проблемам у разных авторов может быть различным. Основные литературные направления: класси­цизм. сентиментализм, романтизм, реализм, неоромантизм.

Неоромантизм — литературное направление, берущее начало от романтиз­ма. возрождение романтических традиций в литературе конца XIX — начала XX в. с последующим переосмыслением и дополнением романтических умона­строений. Неоромантизм характеризуется повышенным интересом к сильной, демонической личности, экзотическим обстоятельствам, конфликту идеально­го и реального.

Новелла эпический жанр, близкий к рассказу, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. Традиционная для новеллы сюжетная коллизия — герой предпринимает некие действия, кото­рые должны привести его к успеху, при этом успех приходит к сильному, актив­ному герою.

Образ-символ — художественный образ, который воплощает в себе с наи­большей выразительностью характерные черты определенного явления. Символ подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателя. По сравнению с аллегорией символ более многозначен, широк, дает большую свободу толкова­ния.

Ода — торжественное стихотворение, воспевающее историческое лицо или

событие.

Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевлен­ных. при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, спо­собностью мыслить и чувствовать.

Описание — вид повествования, в основе которого изображение статичных картин — портрета, пейзажа, обстановки, интерьера или постоянно повторяю­щихся сцен. Сообщение необходимых признаков описываемого предмета, сведе­ний о тех признаках явления или предмета, которые остаются неизменными на протяжении всего повествования.

Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональное звучание, настрой произведения, определя­ющие его общую тональность. Различают героический, трагический, комиче­ский, возвышенный пафос произведения.

Пейзаж — описание природы в художественном произведении или воссоз­данная с помощью слов в воображении читателя картина природы как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Описание-картина включает цветовую палитру, образы-звуки, образы-запахи, вкусовые образы, тактильные образы, образы флоры и фауны. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние че­ловека часто уподобляется или противопоставляется миру природы.

Песня (песнь) — небольшое лирическое произведение, предназначенное для нения; напевное произнесение текста в определенном ритме под определенную мелодию. Происхождение песни связано с древними обрядами и ритуалами.

Поноси. литературный жанр описательно-повествовательного типа, в котором действительность продета влей и в виде ряда эпизодов, этапов из жиз­ни героя, средняя эпическая форма. По объему повесть больше расскази и шире изображает человеческую жизнь, в ней больше событий и действующих лиц, часто используются хронологическое развитие сюжета и соответствующее по­строение композиции. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя.

Поговорка малый жанр фольклора, меткое образное выражение, иноска­зательное определение предмета; может быть частью пословицы или самостоя­тельным выражением.

Портрет — изображение внешности персонажа (лица, фигуры, тела и его пластики, мимики, жеста, одежды) как средства его характеристики: разно­видность описания. Различают статический и динамический портрет, развер­нутый н фрагментарный, психологический, лейтмотивный, портрет-описанне. портрет-впечатление. Портрет литературный иллюстрирует тс стороны внеш­ности и характера персонажа, которые представляются автору наиболее важ­ными.

Пословица - малый жанр фольклора, краткое, законченное, образное из­речение обобщающего характера, поучительное жизненное наблюдение, приме­нимое к различным случаям и ситуациям. Пословицы могут быть народными и авторскими.

Поучение жанр древнерусской литературы, в назидательной форме пере­дающий мысли автора.

Поэзия особая организация художественной речи, которая отличается стихотворной формой, наличием ритма и рифмы; лирическая форма отражения действительности. Часто термин употребляется в значении "произведения раз­ных жанров в стихах". Передает субъективное отношение к жизни, на первом плане — образ-переживание.

Притча — небольшой рассказ нравоучительного характера, содержит поу­чение в иносказательной, аллегорической форме. Является одним из способов выражения морально-философских суждений автора и часто используется с це­лью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения; широко распространены притчи с религиозным содержанием.

Проза — форма художественной речи или вид художественного текста без явно выраженных признаков регулярного ритма. Для нее характерна жизнен­ная достоверность, "обыкновенность” языка и стиля. Изображает повседневное бытие людей в его сложности н многогранности, тяготеет к описанию событий, характеров, детялей, которые организуются в сюжет. В центре внимания авто­ра — образ-характер. Выделяются три основных вида прозы: рассказ, повесть и роман.

Пролог — предисловие, введение к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; эмоционально настраивает читателя на восприятие произ­ведения.

Развязка — заключительный момент в развитии действия, конечное по­ложение повествования, финальный эпизод, в котором описывается разреше­ние конфликта или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Развязка может быть счастливой или несчастливой, вытекать из логики расска­занного или быть неожиданной.

Рассказ — прозаическое произведение малого объема с динамическим разви­тием сюжета, небольшое по объему повествование, посвященное обычно одному эпизоду или нескольким событиям из жизни героя произведения. Действующих

ЛИЦ немного, описываемое действие ограничено во времени, большое значение придается концовке, которая является выводом из рассказанного.

Реализм творческий метод в литературе и искусстве, военове которого реа­листическое воссоздание действительности в конкретных образах, воспроизве- демие жизни в ее закономе|*ностях. типических чертах н свойствах. Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях и развитии, изобра­жение человека в его взаимодействиях со средой, внутренний мир персонажей отражают приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени. Реализму присущи историзм и большое разнообразие художе­ственных форм.

Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступ­ки персонажей драматического произведения, интонацию, жесты, обстановку действия. Ремарки дополняют и уточняют основной текст, служат для выражо мин авторской оценки, его видения происходящего в произведении.

Реплика — высказывание, речь действующего лица драмитичоского произ­ведения. обращенная к другим персонажам.

Рефрен — повторение стиха или ряда стихов обычно в конце строки.

Ритм повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интона­ционных. синтаксических единиц, периодическое повторение ударных и безу­дарных звуков и других элементов стихотворной речи через определенные про­межутки. создающее упорядоченность ее звукового строя.

Рифма — повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк, одинаковое или сходное звучание окончаний стихов. Рифмы различаются но месту ударения, созвучию и способу рифмования.

Роман — большое эпическое произведение, в котором изображается всесто­ронняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни, одна из больших форм эпического рода литературы. Характерные свойства романа: разветвленность сюжета, охват широкого круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протя­женность действия, множество персонажей, широкая социально-историческая проблематика. Один из наиболее распространенных жанров в литературе. Различают романы семейно-бытовые, исторические, авантюрные, философ­ские, соцналыю-психологические, любовные, роман-эпопею и т. д.

Романтизм творческий метод в литературе и искусство, в основе которо­го стремление личности к свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира. Один из основных признаков романтизма — трагическое двоемирие: герой осознает не­совершенство мира и людей, страдает от общеиия с ними и в то же время желает жить в этом несовершенном мире, мечтает быть понятым и принятым, мучи­тельно переживает разлад с действительностью. Провозглашение культа чело­веческой личности, сложной и глубокой, утверждение человеческой индивиду­альности, открытая субъективность, взгляд на жизнь "сквозь призму сердца .

Романтика — мировоззрение, мироощущение человека, в котором суще­ственная роль отводится мечтам, стремлению к идеалам, высшим духовным ценностям, предполагает критическое отношение к действительности. Прямое выражение нашла в романтизме, однако является важным элементом и реали­стического художественного метода, так как не является аналогом романтиз­ма.

Сарказм - злая и язвительная насмешка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры. Сарказм обнаруживает и подчеркивает неблаго­видность поведения или побуждений людей.

Сатира — разновидность комического, наиболее беспощадно осмеивающая человеческое несовершенство. Сатира выражает резко отрицательное отноше­ние автора к изображаемому, предполагает злое высмеивание обрисованного в произведении характера или явления.

Сентиментализм — литературное течение, признающее основой челове­ческой природы чувство, а не разум. Важнейшее свойство — стремление пред­ставить личность в движениях души, мыслях, переживаниях. Подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ естественных чувств, утверждение нрав­ственной чистоты, неиспорченности простолюдинов, открытие богатства духов­ного мира представителей низших сословий. Идеализация патриархального быта, распространение элегических настроений, просветительский характер, введение в литературный язык разговорных форм.

Силлабическое стихосложение — слоговая система стихосложения, осно­ванная на равенстве числя слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге; длина стиха определяется количеством слотов.

Силлабо-тоническое стихосложение — слогоударная система стихосложе­ния. которая определяется количеством слогов, числом ударений и их располо­жением в стихотворной строке. Основана на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов. Различаются двухсложные и трехсложные размеры.

Стиль — сквозной принцип построения художественной формы, опреде­ляющий целостность и единый тон произведения. Проявляется в темах, идеях, характерах, изобразительно-выразительных средствах языка и т. д. Стилевая определенность характерна и для отдельного произведения (стиль произведе­ния). и для творческой индивидуальности художника слова (стиль писателя), и для группы произведений различных авторов (стилевое течение), и для литера­турной эпохи (стиль древнерусской литературы).

Стопа — устойчивое сочетание ударного слога с одним или двумя безударны­ми, которое повторяется в каждом стихе. Стопа может быть двухсложной или трехсложной, ослабленной или усиленной.

Строфа — повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; дополнительный ритмический эле­мент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Наименьшая строфа — двустишие. Зрительно на письме строфы отделяются одна от другой увеличенным интервалом.

Сюжет — совокупность событий в художественном произведении, пред­ставленная в определенной последовательности, раскрывающая характеры дей­ствующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Сюжет тесно связан с идеей произведения и является способом ее реализации.

Тема — круг явлений и событий, образующих основу произведения, объект художественного изображения, то. о чем повествует автор и к чему хочет при­влечь внимание читателей.

Тематика — постоянный круг тем в творчестве отдельного автора, группы авторов или в литературе той или иной эпохи (бытовая, социальная, историче­ская тематика и т. д.).

Тин художественный образ, в котором отражены какие-либо социаль­но значимые, всеобъемлющие человеческие свойства и качества, изображение представителей определенных социальных групп в облике конкретного челове­ка, воплощение в персонаже одной или нескольких доминантных черт. состав­ляющих повторяющиеся признаки человеческого характера.

Типизация способ художественного обобщения действительности и вы­ражения се характерных черт в конкретных образах; важнейшее средство пре­ображения правды жизни в художественную правду литературного произведе­ния.

Течение литературное — устойчивая разновидность литературного на­правления, являющая собою художественную общность определенной стиле­вой манеры в пределах одного и того же направления. Характеризует общность духовно-эстетического содержания в национальной литературе, объединяет группы писателей (например, гражданский романтизм как разновидность ро­мантизма в русской литературе).

Тоническое стихосложение - система стихосложения, в основе которого ра­венство ударных слогов в строке. Длина стиха определяется количеством удар­ных слогов, число безударных слогов произвольное. Основные тонические фор­мы: акцентный стих, дольник, тактовик. Широкое распространение получило в фольклоре и в поэзии начала XX в.

Трагедия — разновидность драматического произведения, в основе которой острый неразрешимый конфликт личности героя с жизнью или с самим собой.

В этом конфликте герой — цельная и сильная личность — не способен отступить, поэтому гибнет, но одерживает моральную победу. Трагедия призвана отразить торжество духа человека, вызвать скорбь у зрителей и душевное очищение чело­века через страдание — катарсис.

Трагическое — эстетическая категория, в основе которой наличие кон­фликта в жизни человека, который не может быть разрешен. Последствии этого конфликта могут быть катастрофичны для героя, но его несгибаемое мужество перед лицом неминуемого поражения становится основанием для веры и надеж­ды зрителей или читателей.

Традиция литературная — преемственная связь между старыми и новыми явлениями в жизни и литературе, сознательная ориентация на художественные ценности прошлого, элементы литературного наследия, передающиеся от поко­ления к поколению поэтов и писателей.

Тропы — слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе тропа — сопоставле­ние предметов и явлений; разновидности тропов: сравнение, эпитет, метафора, ирония, гипербола и т. д.

Фабула — событийное ядро художественного произведения, его жизненный или литературный материал, краткое содержание повествования. Фабула вы­полняет организующую функцию, объединяя детали сюжета в определенную последовательность.

Характер художественный — образ человека, представленный в литератур­ном произведении с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуально­го. объективного и субъективного, а потому позволяющий воспринимать пер­сонаж как живое лицо. Художественный характер — это одновременно и образ человека, и авторская мысль. Не является аналогом характера в психологии.

Хорен — двухсложный стихотворный размере ударением на первом слоге.

Школа литературная группа писателей, которых объединяет идейно- эстетическая близость и наличие общей творческой программы ("озерная шко­ла" в английском романтизме, русская школа критического реализма и др.).

Экспозиция - введение в действие, изложение событий, необходимых . для понимания происходящего в дальнейшем, изображение условий и обстоя­тельств. предшествовавших непосредственному началу действия.


Элегии — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интим­ные переживании человека, проникнутое нестроением грусти. Наиболее распро­страненные темы элегии: созерцание природы, философские раздумья о жизни, сожаление о прошедшей или неразделенной любви.

Эпиграф — короткий текст, часто цитата, помещаемая перед текстом про­изведения, выражающая основную идею, настроение всего художественного произведения. Эпиграф задает тон. намекает на то, что будет описано в произ­ведении.

Эпилог — заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основ­ного сюжетного действия. В эпилоге иногда дается оценка изображаемому. Он строится в форме сообщения, без выведения персонажей на сцену.

Эпитет — художественное поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор желает обратить внимание с целью усиления выразительности поэтической речи.

Эпос — один из основных родов художественной литературы наряду с ли­рикой и драмой. Отражает действительность в форме повествования о человеке, его судьбе и событиях, в которых он принимал участие. Основные жанры эпо­са: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, басня. Термин "эпос” упо­требляется также в значении рода устного народного творчества, в котором в идеализированной форме рассказывается об исторических событиях и подвигах героев прошлого.

Юмор — мягкая форма комического; смех, не ставящий целью обличение явлений: добродушное посмсивание, сочетающее насмешку с сочувствием.

Ямб — двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый распространенный размер русской поэзии — четырехстопный ямб.


Литература для ннеклассного чтения

Литература средних веков и эпохи Возрождения

1.    Калязинская челобитная

2.    Задонщнна

3.    Повесть о Ерше Ершовиче

4.    Сказание о Борисе и Глебе

5.    Житие Бориса к Глеба

6.    Повесть о Горе-Злосчастии

7.    Повесть о Фроле Скобесве

8.    Повесть о разорении Рязани Батыем

9.    Роман о Тристане

10. Шекспир У. "Ромео и Джульетта”

Классицизм и сентиментализм в литературе

1.    Мольер ЖБ. "Скупой"

2.    Ломоносов М. В. "Разговор с Анакреоном", "Памятник", "Утреннее раз­мышление о Божием величестве"

3.    Державин Г. Р. "Приглашение к обеду”, "Властителям и судиям”, "Река времен", "Видение мурзы”

4.    Фонвизин Д. И. "Бригадир"

5.    Радищев A. II. "Вольность”

6.    Карамзин Н. М. "Марфа-посадница”

Романтизм в литературе

1.    Байрон Дж. Г. "Шильонскнй узник”, "Паломничество Чайльд Гарольда”

2.    Шиллер Ф. "Коварство к любовь”

3.    Лажечников И. И. "Ледяной дом”.

4.    Жуковский В. А. Стихотворения. Баллады

5.    Пушкин А. С. "Руслан и Людмила"

6.    Вельтман А.Ф. Романы

7.    Рылеев К. Ф. "Ольга на могиле Игоря"

8.    Кюхельбекер В. К. "Лес”

9.    Лермонтов М. Ю. "Беглец". "Кавказский пленник"

10.  Гоголь Н. В. "Портрет"

11.  Гофман Э. "Песочный человек", "Крошка Цахес”

12.  По Э. "Убийство на улице Морг”, "Золотой жук"

13.  Дойл А. К. Новеллы о Шерлоке Холмсе

14.  Стендаль. "Вашим Ваиинн”

От романтизма к реализму

1.    Гете И. В. "Фауст”

2.    Пушкин А. С. "Выстрел”, "Арап Петра Великого"

3.    Гоголь II. В. "Повесть о том. как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Женитьба"

4.    Толстой Л. Н. "Казаки"

5.    Тургенев И. С. "Свидание”. "Ася”

6.    Булгаков М. А. "Жизнь господина дс Мольера"

7.    Ахматова А. А. "Читая Гамлета"

8.    Цветаева М. И. "Диалог Гамлета с совестью"

9.    Пастернак Б. Л. "Гамлет”

10.  Заболоцкий Н. А. "Некрасивая девчонка"

11.  Казаков Ю. II. "Во сне ты горько плакал...". "Осень в дубовых лесах"


Неоромантизм в литературе

1.     Достоевский Ф. М. "Сон смешного человека”

2.     Короленко В. Г. "Без языка", "Слепой музыкант"

3.     Бунин И. А. "Маргарита прокралась в светелку”

4.     Гумилев Н. С. "Ольга", "Маргарита”

5.     Грин А. "Алые паруса”. "Бегущая по волнам”

Русская литература Казахстана

1.     Иванов Вс. "Слово о полку Игореве". "Киргиз Тсмсрбей”

2.     Шухов И. П. "Ненависть”

3.     Рожицын Ю. М. "Прощеное восресенье"

4.     Герт Ю. М. "Приговор”

5.     Белъгер Г. К. "Перед далью”

6.     Шмидт А. Лирика

7.     Киктенко В. Лирика

8.     Веревонкин Н. Рассказы