Главное меню

  • К списку параграфов
Тема 28. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)


Творчество Н. В. Гоголя — одно из вершинных явлений рус­ской художественной культуры. В течение двух десятилетий своей литературной деятельности Гоголь создал произведения, ставшие шедеврами русской и мировой литературы. Трудно найти русско­го писателя, который бы не восторгался гоголевскими творения­ми. Имя Гоголя стоит в одном ряду с именами таких гениев, как Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов.

Н. В. Гоголь родился 20 марта 1809 г. в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда, давше­го впоследствии название циклу рассказов и повестей писателя. Когда говорят о твор­честве писателей, обычно рассказывают о детских впечатлениях, отразившихся в их произведениях. В случае с Гоголем впечат­ления детства и юности нельзя недооце­нить, так как отец писателя В. А. Гоголь- Яновский был комедиографом, и будущий автор "Ревизора” развивал в себе эстетиче­ский вкус, наблюдая домашние спектак­ли. Он проводил много времени в имении одного из родственников отца, имевшего великолепную библио­теку. Полтавское уездное училище и Гимназия высших наук в г. Нежине раскрыли художественные склонности юного театрала и книгочея.’ Уже юношей Гоголь проявлял интерес ко всем фор­мам комического, написав, будучи гимназистом, поэму "Ганц Кюхельгартен” (1827). И хотя первое произведение успеха не име­ло, но в нем отразилось ироническое отношение автора к своему герою и окружающей действительности.

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831—1832) принес Гоголю известность. Соединение народной фантазии, своеобразно­го гоголевского юмора, точности и выразительности в изображе­нии нравов и верований Малороссии обусловили успех произведе­ния. Сам Пушкин дал восторженный отзыв, сказав о "Вечерах...": "Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непри­нужденная, без жеманства, без чопорности. Все это так необыкно­венно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумил­ся”. Следующая книга "Миргород” (1835) была написана также на украинском материале.

После окончания гимназии Гоголь переезжает в Петербург, где знакомится с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным. Дружба с Пушкиным, духовная близость и творческое содружество ста­ли счастьем для Гоголя и величайшей исторической удачей для всей русской литературы. Произведения Гоголя вызвали восторг Пушкина — гений благословил гения.

Однажды Пушкин рассказал Гоголю анекдот о пройдохе, ко­торого приняли за ревизора в одном из провинциальных городов. Этот анекдотический случай стал основой комедии "Ревизор"

1 Книгочей — любитель чтения; книжник (устар.).

(1835), своей социальной остротой превзошедшей другую его комедию — "Женитьба”. В порядках, а точнее, беспорядках, ца­ривших в провинции, автор показал черты российской жизни в целом, и смех его стал уже не веселым и примиряющим, а груст­ным и сатирическим.

Комедия "Ревизор”. После написания пьесы и постановки ее на сцене комедия сразу же стала фактом не только литературной, но и общественной жизни. Пороки, которыми были наделены ге­рои Гоголя, возмутительны: открытый грабеж, вымогательство, грубое попрание всех моральных норм. В комедии нет ни одного положительного героя. Вся избранная бюрократическая верхуш­ка это компания наглых грабителей и притеснителей народа. Писатель осудил и строй, породивший его героев, и самих этих героев. Он написал комедию смешную, отчасти даже веселую, но в то же время и страшную, так как в ней открывается картина безобразного произвола бюрократов и чиновников. Гоголь как бы сам обращается с упреком к публике: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”.

В этой комедии писатель вывел на сцену "русские характеры", показал общественные пороки, высмеял "наших плутов” и мо­шенников — порождение существовавшего тогда самодержавно­крепостнического строя. Комедией "Ревизор” ярко и убедительно были раскрыты процветавшие взяточничество н казнокрадство правительственных чиновников. Произведение написано на осно* ве жизненных наблюдений Гоголя. Показанные в ней типы рас­сказывали читателю и зрителю об окружающей его современной действительности.

Ни один из героев комедии не обладает порядочностью и чест­ностью. Каждый из них имеет свои пороки. Так, городничий Сквозник-Дмухановский — первый на иерархической лестнице города. Он предстает в качестве образца для подражания всем нижестоящим чинам. Он наглый мошенник и казнокрад, взяточ­ник и невежда, творящий произвол и проворачивающий темные делишки. Городничий крепко связан с другими чиновниками. Каждый из них знает друг о друге все и поэтому остается неуяз­вим. Городничий пытается сделать замечание судье по поводу его взяток борзыми щенками и тут же получает отпор.

Городничий осознает, что он совершает неправедные поступки, но оправдывает себя: "Не я первый, не я последний, все так дела­ют". В окружении своих чиновников он не может не быть тем, кто он есть, потому что в этой обстановке происходило его становление и рост как чиновника. В противном случае, вздумай он бороться

с произволом, он тут же потерпел бы поражение, потому что чест­ный человек в этой среде — редкость.

Испытанным приемом в действиях чиновников города явля­лась взятка. Почему же все чиновники так обманулись в "ревизо­ре”? Да потому, что мысль каждого их них была направлена на то, как бы лучше и благовиднее подсунуть эту самую взятку, а не на то, чтобы логически поразмыслить над словами, мыслями и дела­ми "ревизора”. Каждый из них в отдельности и все вместе пред­ставлены как шайка воров и казнокрадов, застигнутых врасплох.

Что затмило ум этих чиновников, почему они приняли "фи­тюльку” за важную персону? Это страх наказания за свои не­благовидные дела. В начале комедии Городничий еще держится: "Страху-то нет, а так, немножко”. Но страх чиновников передает­ся и ему, особенно, когда вездесущие Вобчинский и Добчинский сообщают, что в трактире живет какой-то чиновник и "денег не платит”. Именно они уверили Городничего, что это "он".

Чего же боятся гоголевские чиновники? Наказания? Возмез­дия? Нет, они прекрасно знают, что их заменить некем, разве что еще более искушенными во взяточничестве чиновниками. Они бо­ятся не столько быть наказанными, сколько остаться без должно­сти, без взяток, ведь в жизни-то они ничего не умеют делать, кро­ме как давать и брать взятки. Причем последнее у них получалось значительно лучше. Но о раскаянии чиновники и не думают.

Особенностью сатирической комедии XVIII в. является стрем­ление автора показать победу добра над злом тут же, немедленно, или в финале комедии. В сатирических комедиях отрицательным персонажам всегда противопоставлялись положительные — носи­тели всяческих добродетелей. Такое построение комедии должно было заставить читателя и зрителя поверить в мысль о том, что в государственном аппарате, как и вообще в жизни, рядом с пло­хими людьми есть хорошие, что стоит только на государственную должность посадить честных и совестливых людей — и все пороки будут наказаны, а зло обличено и искоренено. Гоголь в такое пре­вращение не верил, он понимал, насколько нужно быть наивным, чтобы в это поверить. Поэтому он и создал комедию без положи­тельного героя. В этом писателя упрекали. Он же ответил так: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пье­се... Это честное, благородное лицо, действовавшее в комедии... — смех”. И далее скажет: "Я решил собрать все дурное, какое я толь­ко знал, и за одним разом над всем посмеяться”.

Художественной особенностью комедии являются авторские ремарки, которыми автор выражает различные чувства героев и их психологическое состояние. Так, Городничий то "бормочет

вполголоса” или "говорит, испуская вздох”, "кричит", "подпрыги­вает от радости”, "грозит самому себе кулаком", "стучит от злости ногами об пол” и т. д. В них передана интонация и меняющееся в зависимости от ситуации настроение градоначальника. При по­мощи ремарок автор характеризует и Хлестакова. Он говорит, "вытягиваясь и представляя лакея”, "потирает руки и подшарки­вает ножкой”, "сначала немного заикается, но к концу речи гово­рит громко”, "прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле”, "храбрясь... стучит кулаком по столу" и т. д. Это ремарки- характеристики. Вфиналыюй сцене произведения дана простран­ная ремарка к немой сцене, в которой автор создает своеобразные изваяния, образы-памятники, которые стоят перед человечеством и как бы предупреждают: вот какими мы были, смотрите на нас, думайте, делайте для себя выводы. Это образы-предупреждения тем, кто идет по их стопам.

Смешным и в то же время значительным в комедии является образ Хлестакова. Интересно то, что он стал виновником всеобще­го обмана, даже не желая этого. Он все говорит о себе непреднаме­ренно, чистосердечно, а ему не верят.

Силою обстоятельств Хлестаков возведен в должность ревизо­ра. Его речи вызывают страх и трепет чиновников. Но чем больше они его слушают, тем больше развивается его фантазия. Она уже неисчерпаема и совершенно неожиданна. Зная две-три фразы по- французски, он поражает дам своей способностью "говорить по­стол и ч ному".

Даже когда дочка Городничего уличила его во лжи, он не растерялся и все же присвоил себе роман Загоскина "Юрин Милославский”. А говорил он это все настолько чистосердечно, что все ему поверили. Благодаря своей легкости на выдумки он за­воевал всеобщее уважение к себе и в то же время развил чувство страха в чиновниках. Несмотря на все это, его воображение убого, но дерзость и смелость, с какой он фантазирует, поднимает его до уровня известного в Петербурге человека. Мало того, он даже сам верит в то, что говорит.

Этим образом Гоголь утвердил в жизни новое социально­историческое явление, которое с тех пор стало называться "хле­стаковщиной”.

Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор” — это обобщенное отраже­ние социальных и общественных пороков современной жизни. С огромной точностью и глубоким юмором писатель обнажил эту жизнь, создал монументальные образы и типы характеров. Эта пьеса реалистическая, но она далека от изображения только быто-

ВЫХ деталей. В ней много преувеличений, но они подчинены зако­нам реалистического искусства. Через 30 лет после выхода пьесы драматург А. Н. Островский скажет, что с Гоголя литература "ста­ла на твердой почве действительности и идет по прямой дороге”.


Вопросы и задания к действиям IV Действие 1

1.     Прочитайте комедию "Ревизор" в хрестоматии.

2.     Почему Городничего так волнует "инкогнито проклятое"?

3.     Кто особенно боится "ревизора" и почему?

4.     Почему Бобчннский и Добчинекий приняли Хлестакова за ревизора?

Действие II

1.     Составьте рассказ "Городничий по пути из дома в трактир".

2.     Прочитайте по ролям явление 8. определите кульминацию этой сцены. Где и как в ней проявляется "находчивость" каждого из персонажей?

3.     Составьте рассказ "Одни день Хлестакова в городе N".

4.     Как через образ Осипа автор характеризует Хлестакова? Прочитайте монолог Осипа.

Действие III

1.     Прочитайте по ролям явления 5—7 и расскажите о том. как Гоголь по­степенно развенчивает своего героя.

2.     Определите, какие композиционные элементы являются основой II-III действий.

Действие IV

1.     Покажите на конкретных примерах, как возрастает развязаиностъ Хле­стакова в сцене приема чиновников и как они внушают Хлестакову, что он — "важная особа".

2.     Докажите, что цель жизни Хлестакова — "срывать цветы удоволь­ствия”. Где и как у него это проявляется?

Действие V

1.     Расскажите о том. какое впечатление оказывают на зрителя и читателя жизненные цели и устремления Городничего.

2.     Определите развязку комедии. Подумайте, почему Гоголь включил в свое произведение немую сцену.


1.     Назовите пороки, которые разоблачает Гоголь в своей комедии. Как они характеризуют чиновников города?

2.     Событий в комедии мало, но действие все же развивается быстро. На ка­ких примерах и за счет чего мы видим развитие действия?

3. Какой метод использовал Гоголь для написания комедии "Ревизор"? Чем она отличается от произведений Пушкина, Лермонтова, изученных вами в 8 классе?

4. Данте характеристику чиновникам города.

5.     Найдите эпизоды, и которых прослеживается "взлет" к "падение" Город­ничего и Хлестакова. Дайте сравнительную характеристику им п конце комедии.

6.     Сыграйте в классе немую сцену.

7.     Как вы считаете, почему Гоголь не показал, как наказаны Городничий и чиновники города N?

8.     Как вы понимаете эпиграф к комедии?

9.     Как утверждает Гоголь, единственное "честное, благородное лицо, дей­ствовавшее в комедии... - это смех". Докажите правоту этих слов.

10. Приведите примеры хлестаковщины. Есть ли эти явления в современной жизни? Можно ли считать комедию Гоголя актуальной и для нашего времени?

Композиции — последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов художественного произведения в соответствии с его содержанием и жанровой формой; важнейший структурный принцип организации про изведения как художественно единого, целостного и завершен ного. В зависимости от выделяемых элементов рассмотри ваются речевая композиция, композиция деталей, системы персонажей, внесюжетных компонентов и т. д. Например, противопоставление действующих лиц в комедии Д. И. Фон­визина "Недоросль’. выделение художественных деталей в повести Н. В. Гоголя "Шинель”. сравнение символических об­разов в "Песне о Соколе" А. М. Горького, сон Гринева, который предвосхищает, предсказывает будущие события в повести

А. С. Пушкина "Капитанская дочка”. В композиции поэтиче­ского произведения важнейшую смыслообразующую и стиле­образующую роль играют ритм, рифма, строфика, звуковые ^ повторы, интонационно синтаксическая структура стиха. ^

"Маленький человек" в повести "Шинель”. Как и в "Ревизоре", основой повести "Шинель” стал анекдотический случай. Героем анекдота был бедный чиновник, который страстно увлекался охотой. Отказывая себе во всем, придерживаясь жесточайшей экономии, он скопил необходимую сумму, чтобы купить хорошее дорогое ружье. Когда он в первый раз поехал на охоту, взяв свое драгоценное приобретение, то пребывал в приподнятом настрое­нии, предвкушая удачную охоту. Но случилось неприятное — чи­новник не заметил, как потерял ружье. Горе его было так велико, что. вернувшись домой, он слег. Отчаяние чиновника и его болезнь подействовали на товарищей: по подписке они собрали деньги и купили бедному чиновнику новое ружье.

Как рассказывают очевидцы, все смеялись над анекдотом, имевшим иод собой реальную основу. Только Гоголь выслушал его задумчиво и опустил голову.

В повести Гоголя его герой Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает вовсе не о ружье: ружье ото предмет роскоши. Бедный чиновник мечтает купить новую шинель — предмет жизненной не* обходимости. Гак же, как и в анекдоте, вещь приобретена, а затем потеряна. Так же Блшмачкин, глубоко страдая, заболевает. И на этом сходство заканчивается. Герой гоголевской повести умирает.

Образ Акакия Акакиевича наряду с пушкинским Самсоном Выриным ("Станционный смотритель”) открывает тип так назы­ваемого "маленькою человека , который впоследствии появляет­ся в произведениях других писателей, получает яркое воплощение в образе Макара Девушкина в повести Ф. М. Достоевского "Бедные люди”. Человек низкого сословия и маленького достатка, роб­кий, незаметный, ведущий однообразный, скучный образ жизни, подвергающийся ее бесчисленным тяготам и смиренно несущий свой крест — таков литературный образ "маленького человека”. Автор произведения относится сочувственно к своему герою, но не скрывает его недостатков, правдиво изображая судьбу "маленького человека" как объективное явление действительно­сти.

Акакий Акакиевич — один изтаких персонажей. Его фамилия, произошедшая от слова "башмак", приобретает в сочетании с име­нем и отчеством двусмысленно-пародийное звучание, подчерки­вает внешнюю невзрачность облика героя, привыкшего ощущать себя на самом низу социальной иерархической лестницы. Портрет Башмачкина рисуется автором подчеркнуто незавершенным, его целостность впоследствии восстанавливается с помощью шине­ли, которая, как оказалось, является главной деталью не только внешнего облика героя, но и его внутреннего состояния.

Безрадостна жизнь Акакия Акакиевича: невзрачный, косно­язычны!!, недалекий переписчик не способен даже "переменить кое-где глаголы из первого лица в третье”, хлебает свои щи вместе с мухами и покорно терпит пренебрежительное отношение чинов­ников, которые считают его глупым и никчемным человеком, а старую шинель, которую носит Башмачкин, издевательски назы­вают "капотом” (разновидность женской одежды). Петербургский северный мороз становится дополнительным соблазном для об­новления шинели, но портной отказывается перешивать и поднов­лять ее.

Мысль о ново»! шинели резко меняет образ жизни и характер героя. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Новая шинель становится не просто новой одеждой — она меняет жизнь Акакия Акакиевича, выталкивает в жестокий мир чужих людей и ночных улиц. Ломая свои привычки, он соглашается пой­ти на вечеринку к чиновнику, пьет там шампанское, объедается "винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пи­рожками". В нем просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, "у которой всякая часть тела была исполнена необыкно­венного движения”. Он изменяет даже любимому делу, и распла­та не замедлила настигнуть его грабители снимают новую ши­нель. Башмачкнн теряет всю свою кротость, начинает совершать не свойственные ему поступки, требуя от окружающих помощи и понимания, и по совету чиновников отправляется к "значительно­му лицу". Однако вместо понимания и сочувствия получает гроз­ный окрик и обвинение в бунтарстве. Финал повести трагичен: Башмачкнн умирает. "Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда не было...” Такова доля "маленького человека", бесправно­го, униженного и при жизни, и после смерти.

Повесть проникнута сочувствием к "маленькому человеку", не меньше других способному проявлять подлинные чувства и имеющему право на счастье.


1.Как вы думаете, почему основой повести "Шинель" стал анекдотиче­ский случай?

2.     Опишите внешность Акакия Акакиевича. Как портрет раскрывает ха­рактер героя?

3.     Что представляет собой речь Акакия Акакиевича?

4.     Какое событие произошло в жизни главного героя? Почему оно стало для него важным и переломным?

5.     Почему Башмачкння можно назвать "маленьким человеком"? Каково его социальное положение?

6.     Какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя?

7.     Как развивается конфликт в повести "Шинель” в сравнении с комедией "Ревизор”?

8.     Какова авторская позиция но отношению к главному герою?

9. Как вы думаете, почему Гоголь отказался от оптимистического финала?

Придумайте свой вариант финала повести.

10. Раскройте смысл заглавия произведения.


1. Как вы думаете, актуальна ли тема "маленького человека” в наши дни?

2.     Используя тексты произведений, изученных в 6—8 классах, подготовь­те доклад "Н. В. Гоголь — писатель-реалист”.

3.     Опишите одни день службы Башмачкина. Подумайте, почему герой не мог продвигаться по служебной лестнице.

4.     Проведите исследование "Тема "маленького человека" в произведениях Пушкина и Гоголя", опираясь на рассказ "Станционный смотритель" и повесть "Шинель”.

5.     Каковы общие признаки и различия двух произведений?

Сюжет — ход событий в той последовательности, в кото­рой их излагает автор литературного произведения и вос­принимает читатель; художественно упорядоченные собы­тия. изложенные с точки зрения повествователя.

Фабула последовательность событий в их хронологиче­ской связи. Сюжет и фабула могут совпадать в том случае, если совпадают действительная последовательность собы­тий и последовательность рассказа о них в художественном тексте. Например, в летописи события излагаются в хроно­логической последовательности, часто с указанием конкрет­ных дат. Перестановка событий в повествовании, умолчание об одних и подробный рассказ о других ведет к несовпаде­нию сюжета и фабулы. Например, в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" рассказ о реальном историческом собы­тии — восстании под предводительством Пугачева — ведет­ся не хронологически, а излагается с точки зрения Гринева — одного из главных персонажей произведения.