Главное меню

  • К списку параграфов
Тема 9. УИЛЬЯМ ШЕКСПИР (1564-1616)


§ 1. "Шекспировский вопрос”

Имя Шекспира связано с английским Возрождением. Целую эпоху в истории национального театра называют шекспировской.

Впервые о Шекспире как драматурге упоминает в своей эпиграмме его предшественник К. Марло летом 1592 г., ког­да лондонские театры были закрыты из-за эпидемии чумы. Театральный сезон вновь начался только в мае 1594 г. Шекспиру предстоит занять свое место в кругах театралов, ведь нико­го из уже признанных авторов пьес — К. Марло, Т. Кида, Р. Грина — нет в живых.

Известно, что Шекспир — уроженец провинциального городка Стратфорд, в окрестностях которого его предки жили несколько веков. Отец Уильяма был торговцем, перчаточником, как записано в документах. Видимо, ему удалось разбога­теть, так как через три года после рождения сына он был избран на высшую городскую должность — бейлифа. Из-за постигшего семью разорения Шекспир, которому тогда было около 16 лет, бросил грамматическую школу, так и не закончив ее. Он был стар­шим сыном среди семерых детей. В ноябре 1582 г. Уильям женился на Энн Хэтеуэй. В мае следующего года у них родилась дочь Сьюзен. Еще через год появились близнецы: девочка Джудит и мальчик Гамлет.

Нет точных сведений, когда и при каких обстоятельствах Шекспир покинул Стратфорд. Считается, что он отправился в Лондон вместе с одной из многочисленных бродячих актерских

трупп, колесивших по стране.

' В Лондоне Шекспир оказался, вероятно, в конце 80-х годов. В 1594 г. он присоединился к труппе лорд-камергера. В то время все театры имели своих именитых покровителей и назывались по их именам и титулам. К 1603 г., когда труппа перешла под покрови­тельство короля Якова I, Шекспир стал знаменитым драматургом и богатым совладельцем театра '‘Глобус”, построенного в 1599 г.

К драматургии Шекспир обратился, вероятно, около 1590 г. Его первые печатные произведения — поэмы "Венера и Адонис”, "Лукреция” (1593 г.). В 1594 г. была впервые напечатана пьеса Шекспира без имени автора ("Тит Андроник”). Только с 1598 г. на изданиях его пьес появляется имя автора.

В биографии Шекспира и истории создания приписываемых ему произведений много неясного. До нас не дошли его рукописи. Он редко упоминается в свидетельствах современников. Поэтому еще в конце XVIII в. возник так называемый "шекспировский вопрос”. Каким образом провинциал, не получивший универси­тетского образования, мог написать пьесы такой философской глубины, что они опередили свое время? Несомненно, Шекспир, родившийся в Стратфорде и ставший лондонским актером, суще­ствовал. Но был он автором произведений или только предоставил свое имя?

В поисках того или тех, кто в действительности создал эти произведения, к настоящему времени предложено около 20 вер­сий. Среди кандидатов называли аристократов Дерби, Оксфорда, Ретленда, философа Ф. Бэкона, драматурга К. Марло, даже коро­леву Елизавету и собственную жену Шекспира, никогда не поки­давшую Стратфорд.

Однако существуют аргументы в поддержку авторства Шекс­пира. Его имя при жизни появилось на десятках изданий пьес, поэм, сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих книг. Его восхваляли поэты, например, Бен Джонсон. Посмертно, в 1623 г., актеры Хеминг и Конделл издали 18 его пьес. Никто из современников никогда не сомневался в авторстве Шекспира.


§ 2. Творчество Шекспира

В отличие от средневековых пьес, сюжеты которых всегда были религиозными, английский театр на рубеже XVI—XVII вв. обра­щается к исторической тематике.

Шекспир наследовал многие драматургические приемы, что особенно заметно в ранних хрониках, с которых началось его творчество. Как было принято в ту эпоху, в основе пьес Шекспира лежат заимствованные сюжеты. Однако ему в своих трактовках удалось передать не только дух эпохи Возрождения, но и противо­речивость ее представлений о человеке.

В шекспировских хрониках 90-х годов XVI в. осознается дви­жение времени, истории. Не случайно обращение к прошлому Англии. Хроники "Генрих VI”, "Ричард ИГ, "Ричард II” "Король Джон”, "Генрих IV”, "Генрих V” прослеживают становление английского национального государства. С другой стороны, в каждой из этих пьес Шекспира интересует образ правителя, нрав­ственная сущность монарха. Поступки злодея, каким был, напри­мер, Ричард III, расцениваются как нарушение хода времени.

Одновременно с хрониками появляются комедии Шекспира, главные герои которых влюбленные. Любовь как высшая чело­веческая ценность — одна из ведущих тем в литературе эпохи Возрождения. Источниками большинства комических сюжетов для Шекспира были итальянские новеллы. В комедиях царит за­кон изменчивости, прихотливости любовного чувства, над кото­рым человек не властен, ведь это проявление природного начала.

В комедии обычно присутствуют параллельные сюжетные линии, обыгрывающие одну и ту же ситуацию. Так, в "Сне в летнюю ночь” любовные истории происходят одновременно в четырех ми­рах: среди афинских горожан; между мифологическими героями; в лесу, где живут эльфы; наконец, у английских ремесленников, разыгрывающих театральное представление. В сюжете комедии возникающее перед влюбленной парой препятствие случайно, и в конце оно легко устраняется, как, например, в пьесе "Двенадца­тая ночь”: Виола находит своего брата-блнзнеца, и тогда ее перео­девание в пажа раскрывается.

В то же время влюбленный человек у Шекспира выглядит комично, так как он не способен руководствоваться здравым смыслом. Он часто ошибается, принимая видимое за истинное. В названии ранней пьесы "Комедия ошибок” содержится суть шекспировского комизма.

В трагедиях Шекспира герой оказывается в такой ситуации, когда ему открывается сложность и неоднозначность окружающим и себя самого. "Ромео и Джульетта <159о) - первая шекспировская трагедия. Оиа отличается по своим особенности* от более поздних. Ее называют иногда ..ирическои, или сонет ной. так как ощущается влияние сонетов Шекспира на характер героев и самой пьесы.

154 шекспировских сонета создавались между г.        и

1598 г. Из них 126 посвящены другу, остальные — даме, смуглой леди. Через весь цикл проходят ведущие сонетные мотивы: земной характер любви, ее непостоянство и в то же время мысль о том, что любовь прекрасна и способна внести гармонию в мир. В основе всех шекспировских трагедий — столкновение старого феодально* го порядка и гуманистических ценностей Возрождения.

Герои поздних трагедий Шекспира, написанных в 1600— 1608 гг., не только обнаруживают противоречивость мира, но и ощущают себя его частью, переживая разлад в собственной душе. Это Отелло, Лир, Макбет, Гамлет. Зло уже не расценивается как принадлежность отжившего прошлого. Оно вполне жизнеспособ­но. Яго ("Отелло”), Клавдий и Полоний ("Гамлет”) деятельны. У них своя философия, позволяющая добиваться личной цели лю­быми средствами. В отличие от них трагический герой, воспри­нявший идеалы Возрождения, терпит крах, сталкиваясь с обще­ством, постигая, насколько сложна и противоречива жизнь.

Гамлет в начале трагедии — гуманист с университетским обра­зованием и высокими представлениями о жизни и людях. Он пи­шет стихи и разбирается в театральном искусстве. Любит Офелию и гордится своим отцом, которого считает достойным королевско­го трона.

Шекспир использовал средневековую легенду о принце Га млете из хроники Саксона Грамматика. В легенде принц мстит за убито­го отца. Шекспировский Гамлет всячески оттягивает месть после того, как узнает о злодеянии. Это первый герой мировой литерату­ры, у которого мысль преобладает над действием. Он стремится к одиночеству, уходу в себя, потому что переживает разрыв связей с близкими, с собой, с прежним отношением к миру. В монологе "Быть или не быть...” герой бьется между жизнью и смертью, му­чительно пытаясь понять, в чем смысл существования человека если мир устроен так несправедливо.



1. Подготовьте сообщение о жизни и творчестве Шекспира. Какие два го- |юда сыграли важную роль а его судьбе?

2.     Почему в науке возник "шекспировский вопрос"? В чем он заключает­ся?

3.     В рабочей тетради прочитайте стихотворение Бена Джонсона о его со­временнике Шекспире. В чем Джонсон видит заслугу драматурга?

4. Какие проблемы ставятся в хрониках Шекспира?

5.    Расскажите об особен ногтях шекспировских комедий.

7.     В хрестоматии прочитайте отрывок из "Ромео и Джульетты . В чем здесь проявляется сходство с сонетами Шекспира?

8.     Прочитайте монолог Гамлет*. Докажите, что он человек эпохи Возрож­дения. Что терзает героя?

9.     Как Гамлет решил для себя вопрос: "Быть или не быть... .

10.  Гамлет хотел наказать зло. однако стал причиной смерти близких людей. Почему?


Ключевые понятия: шекспировская эпоха, хроники, комедия, сонеты, трагедия, трагический герой  


1. Какие жанры средневековой литературы Западной Европы вы знаете? Оха­рактеризуйте их.

2.     Вспомните особенности древнерусской литературы.

3.     Что такое летопись?

       Как называется древнейший летописный памятник Древней Руси?

2.     В чем заключается политическое и художественное значение "Слова о полку Игореве"?

3.     Какие произведения Древней Руси связаны с житийной традицией?

4.     Как проявилось влияние фольклора на древнерусскую литературу на протя­жении всего ее развития - с X по XVII в.? Приведите примеры из произведе­ний.

5.     Какие новые литературные жанры появились в Древней Руси в XVII в.?

6.     Расскажите об известных вам типах литературных героев Древней Руси.

7.     Дайте характеристику таким жанрам западноевропейского Возрождения как новелла и роман.

8.     Назовите главные темы и мотивы шекспировских трагедий.