Главное меню

  • К списку параграфов
Тема 8. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Возрождение (Ренессанс) — переход от средневековой культуры к культуре нового времени, от феодального общества к буржуазно­му. Наиболее рано из всех европейских стран Возрождение нача­лось в Италии — на рубеже XIII—XIV вв., когда появились кружки гуманистов, заинтересовавшихся античным наследием, которое в средние века было предано забвению. Вначале обратились к произ­ведениям литературы, а затем и к другим видам искусства — жи­вописи и скульптуре. Сам термин Возрождение появился в работе итальянского историка искусств Д. Вазари в XVI в., когда эпоха ренессанса заканчивалась.

Слово гуманисты связано со средневековым разделением наук на два цикла — науки о Боге (studia divina) и науки о человеке (studia humanitatis). Гуманизм Возрождения противостоял ду­ховной власти церкви и религии. В эпоху Ренессанса, опираясь на античность, гуманисты выдвинули идеал свободного, всесторонне развитого, гармоничного человека. Культура Возрождения откры­ла в человеке личность, имеющую право на свободное проявление своих качеств. Творческие возможности человека казались безгра­ничными.

В период Возрождения появились новые литературные жанры — новелла и роман. Литература соединила в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.

Признанным мастером итальянской новеллы считают Д. Боккаччо, автора "Декамерона” (написан в 1353 г.). Это сборник из 100 новелл, которые рассказывают друг другу несколько моло­дых людей в то время, как их городохвачен чумой. В "Декамероне" прославляется жизнь во всех ее земных проявлениях.

Герои новелл предприимчивы и инициативны. Они ведут себя вопреки традиционным представлениям. Не случайно новелла в переводе с итальянского означает "новость”. Так, в одной из новелл еврей доказывает арабскому султану, что все три мировые религии равны. В другой новелле Прекрасная Дама выходит замуж за ры­царя, ставшего совсем нищим. Героине третьей новеллы, неверной жене, удается ловко одурачить мужа. В четвертой новелле монах использует в корыстных целях веру простаков в церковные чудеса и религию.

Новеллы обращены к быту. В отличие от персонажей средне­векового героического эпоса герои новеллы действует в одиночку, сам за себя. Он всегда решает практические задачи и, как прави­ло, добивается успеха.


Несколько позже новеллы появился жанр романа. В обоих жанрах изображается частная жизнь человека. Но если новелла сосредоточена на отдельном случае или происшествии, то роман посвящен человеческой личности в ее становлении и развитии.

Первые романные образцы эпохи Возрождения^ это 1 ар- гантюа и Пантагрюэль” французского писателя Ф. Рабле (XVI в.) и "Дон-Кихот” М. Сервантеса, жившего в Испании в конце XVI — на­чале XVII в. В новое время роман оказался одним из самых распро­страненных жанров литературы. Он стремится показать человека в его сложности и изменчивости, поэтому с самого начала роман как жанр вбирает в себя различные литературные традиции.

В основе романа Рабле лежит принцип гротеска, т. е. пре­увеличения материально-телесного начала. Человек предстает растущим, развивающимся гармонично ив физическом, и в ду­ховном плане.

Роман всегда обращен к современности, поэтому в нем пред­ставляет важность не развязка, а само развитие событий и пережи­ваний героев. В отличие от средневековых жанров роман основан не на исторических преданиях или легендах, а на личном опыте автора и художественном вымысле. Не случайно произведения и Рабле, и Сервантеса начинаются с пролога, в котором автор обра­щается к читателю, как бы устанавливая границу между обыден­ностью и "придуманным” в романе миром.

В "Дон-Кихоте” Сервантес пародировал жанр рыцарского ро­мана, не отличающего своего повествования от действительности. Попытка героя жить по книжным законам выглядит смешной. Но в то же время Дон-Кихот, оказавшись персонажем романа нового типа, стал фигурой трагикомичной, неоднозначной. Его устрем­ление к добрым делам закончилось крахом и выявило пропасть между мечтой и будничной реальностью.

Ту же идею, что для гуманистических идеалов нет места в дей­ствительности, выразил и английский драматург У. Шекспир, по­казавший сложный духовный мир людей эпохи Возрождения.



1. Каковы основные особенности культуры Возрождения?

2.    Что означает сам термин Возрождение?

3.    Что такое гуманизм Возрождения?

4.    Расскажите о жанре новеллы я назовите ее признаки.

5.    Какие романы эпохи Возрождения вы знаете? Что для них характерно?

6. Что такое гротеск? В каком романе он был впервые использован?


1. Подготовьте сообщение об одном из художников эпохи Возрождения: Рафаэле, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

2.     Напишите сценарий и проведите в школе иечер, посвященный роману Сервантеса "Дон-Кихот”.

3.     Что вам известно о влиянии западноевропейского Возрождения на ми­ровую и, в частности русскую, культуру?

4.     Попробуйте написать новеллу.


Ключевые понятия: Возрождение. Ренессанс, гуманисты, новелла. гротеск