Главное меню

  • К списку параграфов
§ 51. МОРАЛЬ И ПРАВО

Мораль и ее сущность. Мораль ж категория, отража­ющая качества человека, определяющие его характер, поведение, отношения с другими людьми: вежливость, милосердие, доброжелательность, справедливость. Мораль проявляется как часть общественного сознания, но вместе с тем она является совокупностью принципов, которыми руководствуется человек в своей деятельности и общении. С их помощью можно судить о поступках человека на предмет соответствия их нормам нравственности, они определяют, к чему нужно стремиться в жизни, а чего следует воздерживаться.

Мораль (лат. moralis — "привычка, обычай”) — одна из форм общественного сознания, регулирующая поведение человека, отношения между людьми, а также отношения между обществом и человеком.

Мораль как норма отношений между людьми появ­ляется вместе с возникновением общества. Общество перед каждым своим членом ставит определенные требования. Эти требования воплощены в нормах морали. Но нормы морали не постоянны, они подвержены изменениям. В каждом обществе в ходе изменения экономических и социальных отношений развивается своя мораль. В первичном обществе нормы морали были едины, одинаковы для всех членов общества. С появлением классов мораль стала принимать классовый характер. Характер морали определяется экономическим и общественным строем, поэтому в ее нормах прослеживаются интересы отдельных групп или народа.

Наука о морали или нравственности называется этикой. Этика изучает вопросы возникновения морали, сущность и механизм применения ее норм, дает их объяснение, определяет критерии оценки поступков человека с позиций нравственности. Мораль закрепляет основные принципы, необходимые для регулирования повседневных отношений между людьми. А это является мощным инструментом в деле формирования всесторонне развитого человека.

В общественной жизни и в быту отношения между людьми регулируются нормами морали, сложившимися за многие столетия. Они соответствуют социально- политической сущности данного общества. Поэтому нормы морали нельзя рассматривать в отрыве от общества, в каком-либо "мире идей”. Мораль люди создают сами — посредством одобрения или осуждения тех или иных поступков. Моральные нормы не только регулируют отношения между людьми и обществом, но и определяют такие человеческие чувства, как честь, гордость, совесть и др. Проблема нравственности — основная проблема этики. Основное требование к человеку стать личностью, порядочным человеком, впитать в себя лучшие челове­ческие качества, так как человек завоевывает уважение только своей высокой нравственностью, добротой, честностью и справедливостью.

Быть незапятнанным с позиций морали высшая степень нравственного идеала. Практическая этика и мораль вытекают из поведения людей, их отношений, так как хорошее и плохое, добро и зло, справедливость и несправедливость, долг и безответственность, честь и бесчестие, совестливость и бессовестность проявляются через характер и поведение человека. А это может иметь как личный, так и общественный характер.

Функции морали. Основная функция морали — регулирование отношений между людьми, между человеком и обществом, формирование образна поведения и доведение его до последующих поколений. Так как человек не может жить вне общества, то все свое духовное богатство, в том числе и моральный опыт, передает своим последователям — молодому поколению. Появившись на свет и начав жить, молодой человек не может сам создать необходимые ему духовные блага, пользуется уже созданными другими, предыдущими поколениями. Но вместе с тем он постоянно совершен­ствует это богатство. В этом случае он должен уметь выбрать из морального наследства то, что необходимо ему: человек начинает искать моральный идеал.

Мораль в обществе осуществляет регулятивную, познавательную и воспитательную функции.

Мораль регулирует поведение человека в обществе во всех сферах деятельности. Моральный идеал подталкивает человека к постоянному совершенствованию. Моральные принципы раскрывают содержание нравственности, определяют основные направления, цель в жизни человека, помогают выбрать верные нормы поведения. Например, если какой-либо поступок оценивается как негативный, то человек понимает, что так поступать не следует. Моральные отношения состоят из поведения и поступков. Поведение и моральные поступки отражают нравственный облик человека. Например, предложить место старшему или оказать помощь больному всегда имеют нравственный смысл.

Сущность познавательной функции морали заключа­ется в том, что она через познание внутреннего мира человека учит делать правильный выбор и совершать правильные поступки. Моральная точка зрения на сущность жизни, осознание своего совершенства и ответ­ственности перед обществом являются составными частями миропонимания личности. Задачами морали являются формирование нравственного сознания, развитие подрастающего человека до возможности самовоспитания.

Мораль и право: сферы действия. Существенным отличием морали от права является следующее: мораль совокупность неписаных положений, соблюдение норм морали регулируется общественным мнением. Право — это система законов, записанных и принятых в данном государстве, соблюдение которых контролируется государственными органами. В первом случае главную роль играет сознание человека: порицаемый человек осознает свою вину, попадает в неловкое положение. Во втором же случае сила закона проявляется через меру наказания (штраф, тюрьма).

Пример

Если взрослые дети оставляют своих престарелых родителей без заботы, то их осуждают окружающие — друзья, соседи, родственники.. Осуждение достигает цели только в случае, если виновный осознает свою вину. А по закону в подобном случае с человека взимаются алименты. Исполнение закона контролируется государством, наказание является объективным. Человек может признавать или не признавать свою вину — на наказание это не повлияет.

Мораль имеет свою идейную основу, с помощью которой человек познает себя и окружающий мир. Основой идейного содержания морали является разграничение отношений по типу добро и зло, хорошо и плохо. Если поступки человека не соответствуют нормам нравственности, то он пытается исправить их. Это, конечно, свойственно людям, у которых хорошо развито чувство совести и морального долга. А если человек таким чувством не обременен, то вполне возможно, что он не почувствует никаких угрызений совести. Поведение такого человека попадает в поле зрения общества и порождает к себе негативное отношение. Мораль — регулятор общественной жизни. Людям, нарушившим моральные принципы, общество оказывает проти­водействие, пытается отторгнуть их, а людей, которые соблюдают принятые моральные нормы, общество уважает и поддерживает.

Право формировалось вместе с возникновением государства. Закреплялись правила поведения членов общества, за нарушение которых предусматривалось наказание. В целях укрепления государства все члены общества несут определенные обязанности (уплата налогов, защита Родины, уважение закона, охрана природы и т.д.), которые закрепляются в правовых документах.

Государство и право одновременно выполняют роль стабилизирующей силы между классами и социальными группами. Право, наряду с тем, что закрепляет социально-экономические отношения, также вносит ясность в эти отношения и конкретизирует их. Функция права— закрепление порядка, обеспечение прав и свобод граждан, а функция государства — защита этих прав и свобод.

Право сформировалось позже морали. Нормы морали выделяются своей обобщенностью, они затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, влияют не только на поведение и поступки, но и на сознание и чувства человека. Нормы права, по сравнению с нормами морали, охватывают значительно меньшую часть отношений между людьми. Норма права — это ясное и четкое определение. Вместе с тем право и мораль тесно связаны между собой. Многие нравственные нормы стали основой правовых актов. Например, нравственный долг родителей заботиться о своем ребенке в праве стал конституционной обязанностью.

Вопросы и задания

1.             Какие из следующих действий соответствуют нормам морали, а какие нет?

Курение в лесу; курение в общественном месте; курение в школьном возрасте. Сорвать цветок, растущий на улице; сорвать цветок у себя в саду; сорвать цветок в чужом саду. Ударить собаку; ударить человека; споткнуться и удариться.

Прототипом Штирлица — героя известного кинофильма "Семнадцать мгновений весны1 был советский разведчик Максим Исаев. Почему он всех обманывал, выдавая себя за немецкого офицера? Как вы понимаете ложь ради спасения и ложь ради материальных ценностей?

2.             В исторической поэме Магжана Жумабаева "Батыр Баян” есть такой эпизод. Известный своей храбростью батыр Баян привел из очередного похода несколько пленных. Среди них была молодая девушка сестра джунгарского батыра. У Баяна был младший брат Ноян, который влюбился в пленную девушку. Потеряв от любви голову, Ноян сбежал с ней в стан врага. Узнав о побеге, Баян бросился в погоню, догнал беглецов и убил обоих.

Как вы думаете, считается ли поступок Баяна преступлением?

3.             Назовите сходство и различия в нормах права и нормах морали.