Главное меню

  • К списку параграфов
§ 17. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Развитие художественной литературы. Становление казахского советского искусства. Помощь науки и искусства фронту.

Развитие литературы. Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. С.Сейфуллин, который стоял у ее истоков, продолжил традиции Абая и дал новое дыхание поэзии. Сборник поэм М.Жумабаева, вышедший в 1913 г., внес жанровое разнообразие в казахскую поэзию, обогатил ее содержание и тематику.

Любовная лирика Магжана, поэмы на гражданскую тематику подняли казахскую поэзию на новые вершины. Эпические поэмы «Батыр Баян», «Сказка», «Кобыз Койлыбая», «Жусипхан» посвящены знаменательным событиям в жизни нашего народа, известным личностям.

Казахская советская литература в те годы пополнилась произве­дениями С. Сейфу длина «Кокше- тау», С.Муканова «Сулушаш», «Ботагоз», И.Жансугурова «Кула- гер», И.Байзакова «Куралай суду», Б.Майлина «Азамат Азаматыч», Ж.Аймауытова «Карткожа», С.Еру- баева «Мои ровесники», Г.Муетафи- на «Жизнь и смерть». Большим событием в духовной жизни народа стало яркое творчество поэта Султанмахмута Торайгырова, который рано ушел из жизни.

Послеоктябрьский период ознаменовался для казахской советской литературы созданием значительных произ­ведений. В историко-революционном романе «Тернистый путь, трудный переход» (1927 г.) С.Сейфуллин описал положение казахского народа во время национально- освободительного движения 1916 г., Февральской революции и Октябрьского переворота, в период Гражданской войны. Вместе с тем в этом произведении писателя прослеживается односторонний взгляд на Гфедставителей алашской интеллигенции, восхваляются идеи Октябрьского переворота.

Огромные успехи были достигнуты и в казахской драматургии: «Айман-Шолпан», «Ночные раскаты» М.Ауэзова, «Жалбыр» Б.Майлина, «Кыз-Жибек», «Козы Корпеш— Баян сулу» Г.Мусрепова, «Карьеристы», «Оплот народа» Ж.Аймауытова и др. В конце 20-х и в 30-е годы в казахскую литературу пришла талантливая творческая молодежь: Г.Орманов, Тажибаев, Ж.Сыздыков, Ж.Саин, А.Сарсенбаев, К.Аманжолов, Т.Жароков, А.Жумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин. Песни и поэмы, посвященные темам революции, Советской Отчизне, свободе, гуманизму, любви, создали выдающиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев.

Многонациональная советская литература Казахстана пополнилась произведениями И.П.Шухова, автора широко известных романов «Горькая линия» и «Ненависть», реалистические художественные произведения были созданы уйгурскими писателями и поэтами.

Велик вклад казахских писателей в процесс взаимного обогащения литератур. М.Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М.Горького, Иванова, Д .Мамина-Сибиряка; А.Байтурсынов — И.А.Крылова; Ж.Аймауытов — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Шиллера, Г.Тукая, пролетарский гимн «Интернационал». Искусньм переводчиком проявил себя А.Бокейханов, представитель казахской дореволюционной интеллигенции.

Однако процесс развития казахской литературы был прерван из-за сталинских репрессий 30-х годов.Становление казахского советского искусства. Установление Советской власти открыло широкий простор для творчества, соответствующего коммунистической идеологии. В Оренбурге, Верном, Акмолинске, Семи­палатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае и других городах Казахстана организовывались клубы, народные дома, казахские и русские хоровые, драматические, литературные кружки, народные театры. Центром культурно-массовой работы стали национальные воинские формирования. Огромный интерес у эмигрантов вызвала народная музыка.

А. В. Затаевич, русский этнограф и композитор, записал более 2 300 народных песен и кюев, опубликовал сборники «1 000 песен киргизского (казахского) народа» и «500 песен и кюев казахского народа». В 1932 г. композитор был удостоен звания народного артиста Казахстана. Советский ученый-музыковед Б.В. Асафьев справедливо считал труд «1 000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой, а может быть, и тысячелетней культуры. Большой резонанс в Степи имел состоявшийся в 1922 г. в Каркаралинске конкурс народных певцов. В музыкальных концертах народов СССР в Москве принял участие казахский хор Петропавловского педагогического училища под управлением И.В. Коцыка.

Своим могучим талантом покорил просвещенных зрителей Европы выдающийся казахский певец Амре Кашаубаев, участвовавший в концертах творчества наро­дов СССР на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже (1925 г.) и на Всемирной музыкальной выс­тавке во Франкфурте-на-Майне в Германии (1927 г.).

В январе 1926 г. в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр. У истоков его стояли Е.Умурзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, К.Жандарбеков, К.Куанышбаев, А.Кашаубаев, И.Байзаков. Театр возглавил талантливый драматург, режиссер Жумат Шанин. Большим событием в жизни театра стали премьера спектакля «Енлик—Кебек» М.Ауэзова, пьеса Г.Мусрепова «Козы Корпеш — Баян суду», пьеса М.Ауэзо­ва и Л. Соболева «Абай». В театре были поставлены «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Отелло» В. Шекспира. В 1937 г. театр стал называться "Казахский Академи­ческий театр драмы”.

В 30-е годы открылись театры в Актюбинске, Чимкенте, Петропавловске, Караганде. В 1933 г. в Алма-Ате открылся Уйгурский музыкально-драматический театр, в 1937 г. в Кзыл-Орде — Корейский театр. Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее в 30-е годы ряд документальных и немых художественных фильмов, положи­ло начало развитию киноискусства Казахстана. В 1934 г. была организована студия хроникальных фильмов. В 1938 г. «Ленфильмом» была поставлена первая казахская звуковая кинокартина «Амангель- ды». В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музы­кальный театр. В том же году был создан Казахский государственный оркестр, которым стал руководить композитор А.К.Жубанов. В 1936 г. состоялось открытие Казахской государственной филармонии. В мае 1936 г. в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на котором были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова.

Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П.Г.Хлудова. Одним из его талантливых уче­ников был Абылхан Кастеев. Росла сеть культурно-просветительных учреждений и массовых библиотек, клубных учреждений. Широко практиковались культэшелоны, культбригады. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1930 г. в республике было 290 массовых библиотек, а в 1939 г. — уже 3304. В 1939 г. была открыта Государственная публичная библиотека (ныне Национальная библиотека Республики Казахстан). В республике насчитывалось 5237 домов культуры и клубов.

В 20—30-е годы в сфере культуры происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно шли процессы и созидания, и уничтожения достижений культуры. С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, осуществлялось всеобщее обязательное начальное образование, открывались вузы и техникумы, формировалась национальная интеллиген­ция, с другой стороны, шло ее истребление. Огромный ущерб развитию культуры наносило тотальное идеологизирование.

Наука и культура — фронту. В самом начале войны была создана Комиссия Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны. Научные рекомендации комиссии, в состав которой вошли такие крупные советские ученые, как В.Л.Комаров, А.А.Байков, И.П.Бардин,  А.Скочинский, В.К.Обручев, Л.Д.Шевяков, В.Н.Образцов, и другие, легли в основу развития военной экономики Казахстана.

В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны. В Боровом вели научные исследования академики М. Алексеев, А.Н.Бах, Л.С.Берг, С.Н.Бернштейн, В.И.Вернадский, Н.Ф.Гамалея, Н.Д.Зелинский, Л.И.Мендельштам, А.С.Орлов и др.

В столице республики разместилось свыше 20 научно- исследовательских институтов, в том числе институты философии, географии, физиологии АН СССР, физико­механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР. Большая группа ученых трудилась в эвакуиро­ванных вузах.В Казахском филиале АН СССР были организованы астрономическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и др. По решению правительства СССР создана Казахская Академия наук, открытие которой состоялось 1 июня 1946 г. Огромную работу по моби­лизации на нужды обороны черных, цветных и редких металлов, горючих полезных ископаемых, водных и гидроэнергетических ресурсов провели ученые Казахстана во главе с К.И.Сатпаевым. В 1942 г. за многолетний труд, связанный с месторождениями цветных металлов, К.И. Сатпаев был удостоен Государственной премии.

Эвакуированные Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, объединенный Украинский государственный университет (Киевский и Харьковский) вели значительную работу по подготовке квалифицированных кадров. В годы войны были созданы Алма-Атинский государственный педагогический институт иностранных языков, Чимкент­ский технологический институт, Казахская государствен­ная консерватория, Казахский государственный женский педагогический институт, Институт физической культуры.  Могучим идейным оружием воюющего народа явились литература и искусство. Около 100 писателей и поэтов Казахстана сражались на фронтах войны.

Первая книга многотомной эпопеи «Абай» М.Ауэзова, автобиографическая повесть «Школа жизни» С.Муканова, повести «Солдат из Казахстана» Г.Мусрепова, «Шигаиак» Г.Мустафина, «Молодое поколение» А.Абишева показали советскому читателю идейную и художественную зрелость казахской советской прозы. Казахская литература пополнилась такими новыми именами, как С.Мауленов, Ж.Молдагалиев, Б.Момыш-улы, М.Габдуллин. Заметным явлением стали публицистические статьи офицера- фронтовика Б.Булкишева. Ж.Саин, К.Аманжолов, сражаясь на фронте, писали пламенные стихи. Значительным событием стало появление стихотворения Жамбыла «Ленинградцы, дети мои!».

В Казахстане работали эвакуированные писатели Ф.Панферов, О.Форш, С.Маршак, К.Паустовский, М.Зощенко. А.Толстой работал над трилогией «Иван Грозный». Активное участие в работе по созданию агитплакатов «Окна ТАСС» принимали С.Я.Маршак, С.В.Михалков. В Казахстан было эвакуировано 23 художественных коллектива Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. Плодотворно работали выдающиеся деятели сцены В.П.Марецкая, К.А.Мордвинов, Г.С.Уланова, Ю. А. Завадский; композиторы С.С.Прокофьев, С.Туликов; художники Кукрыниксы (С.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) и др. В ноябре 1941 г. на базе эвакуированных киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» и Алма-Атинской киностудии была организована Центральная объединенная кино­студия художественных фильмов. В ней работали такие выдающиеся мастера советского кино, как С.Эйзен- штейн, Л.Трауберг, С.Юткевич, Ф.Эрмлер, Н.Черкасов, М.Жаров, Л.Орлова.

Была организована четырехгодичная казахская киноактерская школа. Национальные кадры готовил Всесоюзный государственный институт кинематографии, работавший тогда в столице республики. Вместе с мастерами центральных киностудий с участием М.О.Ауэзова, Г.Мусрепова, А.Тажибаева сняты ленты «8-я гвардейская», «Песни Абая», «Сын бойца», «Казах­ский киноконцерт — фронту», «Тебе, фронт».

11 концертных бригад, состоящих из работников искусства Казахстана, ставили концерты, поднимали дух бойцов в воинских частях Калининского, Северо- Западного, Сталинградского, Юго-Западного, Белорусского фронтов, Особого Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. В 1942—1944 гг. Казахстан посетили 22 делегации с фронта. Все это способствовало укреплению единства фронта и тыла, укрепляло веру советских людей в победу.

|?Т | 1. Расскажите об особенностях становления казахской литерату­ры и искусства.

2. Сделайте краткое сообщение о выдающихся деятелях литера­туры, искусства, науки казахского народа и их творчестве.