Главное меню

  • К списку уроков
Джаз-дух нашего времени
05.03.2017 323 61 Скориков Андрей Егорович

Дата: МУЗЫКА
Класс: 3 класс
Тема урока: Джаз- дух нашего времени.
Цели и задачи урока: 1.Познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2. Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3. Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся знакомы со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; знакомы со средствами музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2. У учащихся продолжаются развиваться вокально-хоровые навыки: дикция, артикуляция, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3. Учащиеся воспитывают в себе вдумчивого слушателя, прививается интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Ресурсы урока: Стикеры, маркер, интерактивная доска, муз.проигрыватель, муз.записи к теме урока, слайды, конверт с наглядностями, доп.информация по теме
Межпредметная связь: География, история
Методы урока: Слуховой, словесный, наглядный, метод связи музыки с жизнью,
объяснительно- иллюстративный
Тип урока: Комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Этапы урока
Ход урока:

Проверка д/з

Изучение нового материала

Музыкальная грамота

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Физминутка

РАСПЕВАНИЕ

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

(Звучит яркая, весёлая музыка в стиле - джаз)(веселая музыка джаз)
Музыкальное приветствие. (Припев песни «Здравствуйте» муз. С.Ашимова, слова М. Садвакасовой)
«Здравствуйте, здравствуйте!-
Говорим при встрече.
-Здравствуйте, здравствуйте,
Взрослые и дети!»
(Дети садятся на места)
У. -Ребята, сегодня на урок я пришёл не один. Со мной – таинственный образ музыкального жанра, имени которого мы пока не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю вам определить образ жанра по музыкальному фрагменту.
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент (Бэни Гудмен Sing)
У: - Ребята, какого характера эта музыка? Какие характерные особенности и выразительности вы заметили в этой музыке?
- Что можно делать под эту музыку? Кому знакома эта музыка? Как Вы с ней могли познакомиться? Какие музыкальные инструменты вы в ней услышали?
(Джаз. Слышали такую музыку по телевизору, радио, родители любят джаз и часто слушают. Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю преобладание ударных и духовых инструментов.)
СЛАЙД 1
I. Проверка домашнего задания
У. - Прежде чем мы перейдем к этой теме проверим ваше домашнее задание. На прошлых уроках мы познакомились с составами духового, симфонического и эстрадно – симфонического оркестров. Сегодня эти знания нам понадобятся.
А чтобы это было интересно и увлекательно проведём игру «Собери оркестр»
Группам - командам выдается листок и картинки инструментов-
1 группа собирает состав инструментов духового оркестра
2 группа- состав эстрадно-симфонического оркестра (5 мин)
(От каждой группы отвечает один ученик, называет состав своего оркестра, за точность и полноту ответа команда получает звездочку, квадратик или треугольник)
СЛАЙД 2(критерии оценок)
У. - Прежде чем приступить к изучению новой темы, хочу познакомить вас с критериями оценивания:
- отвечать на заданные вопросы;
-анализировать музыкальные произведения;
-активно работать на уроке;
-исполнение, пение, соблюдая правила пения.
- Мы на каждом уроке узнаем что-то новое. Для того что бы сегодня совершить настоящее открытие, нам необходимо задать себе вопрос: «Что я хочу узнать»?
СЛАЙД 3
Проблемные вопросы:
- Джаз что это за музыка?
- Как возник джаз? История?
- Какие инструменты исполняют джазовую музыку?
-Какова роль ритма в джазе?
-Моден ли джаз в наше время?
У. - Тема нашего урока «Джаз-дух нашего времени».
- Наш урок будет сопровождаться слайдами, постарайтесь отметить для себя содержание слайдов, выделенные переводы, термины, инструменты и т.д
II. Объяснение нового материала
(Музыкальный фрагмент. Тихое звучание «Ай фил гуд» Джеймса Брауна)
- История зарождения жанра или даже направления этой музыки началось не от лучшей стороны истории человечества. Это колонизация африки. Африканцы в первые были завезены в южную Америку испанскими и португальскими работорговцами. Которые продавали их хозяевам плантаций сахарного тросника, где чёрные рабочие выполняли самую черную, тяжёлую работу за скудную плату и такие же условия жизни.
Корни джазовой музыки глубоко уходят в народную музыку африканцев т.е особенности их песнопения. Родился джаз на юге США в г.Новый Орлеан, на берегу реки Миссисипи. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много темнокожих, бывших рабов с плантаций.
. ( СЛАЙД 4 . Молитва. Муз в грамзаписи)
-Джаз возник в результате синтеза – слияния многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы и африканского фольклора. Африканская музыка по природе своей импровизационна( импровизация в переводе с латинского означает внезапный, неожиданный) важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой.
- Миссионеры обращали негров-рабов в христианство, обучали их гимнам.
Невероятно тяжелая жизнь афроамериканцев выража¬лась в духовных песнопениях — спиричуэлах. Спиричуэл - это молитва на европейский лад. Угнетенные рабы в своих молитвах жаловались на судьбу, тосковали о Родине, молили о лучшей жизни, они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения
Так появился стиль спиричуэлс. ( СЛАЙД 5 (1) )(Звучит спиричуэлс)
- В конце XIX - начале XX веков среди афроамериканцев, проживающих в Новом Орлеане, штат Луизиана, появились песни светского (не церковного) характера о любви, о тяже¬лой судьбе. Эти песни называли блюзами. Блюз - это песни-жалобы, в которых поется о тяжелой жизни, о нужде. Блюз является образцом джазовой музыки. Афроамериканская часть населения самозабвенно увлекалась блюзами.
( слайд 5 (2) )
- Джаз-это искусство, основанное на музыкальной импровизации в сочетании с заранее продуманной композицией.
- Чтобы лучше понять структуру джазовой музыки нужно усвоить два понятия в джазе «бит» и «суинг». Бит – основной ритм, суинг – ритмическое раскачивание т.е. изменение акцентов ритма. Эти два понятия не отделимы от понятия джаз. Композиция зарождается из темы – небольшой музыкальной фразы. А музыканты начинают развивать, украшать, дополнять, видоизменять мелодию и ритм, импровизировать новые варианты, изобретать новые оттенки. В процессе импровизации музыканты не только не мешают друг другу, но и способны помогать развитию пьесы. Дело в том что в импровизации музыканты придерживаются единой, общей для всех гармонической основы, гармоническая основа состоит из определённой последовательности аккордов, вот основные из них тонический, субдаминантовый и даминантовый, которые поддерживают главную тему пьесы. Этих аккорды состоят из созвучий прослушайте их (пример аккордов на инструменте, сначала последовательно по звукам, затем аккордовое созвучие). На основе этих аккордов можно сочинить множество мелодий.
Законченная музыкальная фраза называется «квадрат» в нем обычно 12 тактов, бывают «квадраты» по16 и 32 такта. Пьеса складывается из серии таких квадратов.
Вот один из таких квадратов (пример квадрафразы на баяне) Его сочинил Уильям Кристофе Хейм больше полувека назад.
- Это начало знаменитого Сент- Луи блюза. А вот как импровизирует на эту тему знаменитый король джаза, трубач, певец и композитор Луи Армстронг,
( Слайд 6).( музыка «сэнт- Луиc блюз» в исполнении Луи Армстронга)
(Слайд 7 /основные черты джазовой музыки/
-Как вы заметили основа джаза – это ритмическая импровизация и яркие аккорды. Другим направлением джаза стала наиболее подвижная, танцевальная музыка – регтайм. Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение. Музыка звучала ритмичная, веселая, танцевальная, озорная. Под нее могут танцевать как взрослые так и дети. ( СЛАЙД 5 (3) звучит Тайгер рег) Эти джазовые направления дали толчок развитию других направлений в музыке – свинксу, рокэнроллу.
-Сейчас я бы хотел познакомить вас с известными джаз-музыкантами, певцами, композиторами, которые считаются легендами джаза. Особой популярностью пользовался трубач, певец и композитор Луи Армстронг, джазовая певица Элла Фитцжеральд, (СЛАЙД 8) выдающаяся исполнительница духовных песен Махалия Джексон (СЛАЙД 9), Дюк Эллингтон (СЛАЙД10)
Джорж Гершвин вошедший в историю как родоначальник симфоджаза.
- Джорж Гршвин (1898— 1937) — американский композитор, пианист.
Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа (слайд 11)
-Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.
Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс» (видеофрагмент)
- Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? (ответы уч-ся)
Через несколько лет джаз полу¬чил мировую славу и распространился по Америке и Евро¬пе. Ему уже более ста лет. Джаз - это искусство, основан¬ное на импровизации в сочетании с заранее продуманной композицией.
Так он появился в Стране Советов. С джазом связаны такие имена, как Исаак Осипович Дунаевский (СЛАЙД 12)
Леонид Утёсов –актёр, певец и руководитель оркестра «Теа– джаз».(СЛАЙД 13)
Лариса Долина ( СЛАЙД 14)
В нашей стране тоже есть известные певцы, которые исполняют джазовую музыку. Это Жанна Саттарова, группа «Royal Jazz» и мн.другие
( СЛАЙД 15,16) (Запись исполнения Ж. Саттаровой)
У: Ребята, устали? Давайте немного отвлечёмся от темы и проведём музыкально-танцевальную физминутку «Четыре шага» движения которые нужно выполнять содержатся в словах песенки.
Вперёд четыре шага, назад четыре шага,
Кружится, кружится наш хоровод.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Плечиком подвигаем, а потом попрыгаем.
(Дети выполняют физминутку) (Музыка физминетка «4 шага»)
У. - Размялись, отдохнули? Продолжим наш урок.
-Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. Так джаз существует в наше время, в джаз-бэндах, биг-бэндах, и составы этих мини-оркесров с времен зарождения джаза почти не изменились.
( слайды 17,18,19,20,21,22,23)
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?
(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов, низходящие и вверходящие глисандо).
У. - А сейчас перед пением разогреемся, выполним дыхательное упражнение «воздушный шар»: возьмем в ладоши воображаемый шар и начинаем его медленно степенно раздувать от маленького размера до большого, медленно разводя руки, когда надуваем шар набираем много воздуха в легкие, для этого дети сидят прямо. Надув большой шар мы быстро его сдуваем. Повторение 2-3 раза.

У. - Сегодня я познакомлю Вас с новой песней «Мистер Жук» музыку к словам Дж. Чиарди сочинил композитор Г.Гладков. Ваша задача при слушании песни – по ярко выраженным признакам исполнения, определить стиль, в котором она исполняется (слушание песни, определение стиля песни /стиль джаза/)
Анализ:
У. - Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д. - Джазовом.
У. - С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д. - Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.
Разучивание I куплета песни по фразам;
Стимуляторы: пение стоя, с движениями, с хлопками.
После исполнения – похвала.
У. - Я увидел в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Дюка Элингтона, Бэсси Смит.
– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Рефлексия:
(слайды 24,25) А теперь закрепим ваши знания приобретённые на уроке, для этого разгадаем кроссворд «Армстронг»
Разгадывание кроссворда «Армстронг»
1.Группа музыкальных инструментов в джаз-оркестре. (Ударные)
2.Композитор, основатель симфоджаза. (Гершвин)
3.В переводе с латинского "внезапный, неожиданный" (Импровизация).
4.Автор музыки к кинофильму "Веселые ребята". (Дунаевский)
5.Советский певец, актер, руководитель джаз-оркестра. (Утесов)
6.Негритянская молитва. (Спиричуэлс)
7.Звезда российской эстрады, исполняющая джаз. (Долина)
8.Быстрый стиль в джазе. (Диксиленд)
9.Что напоминает звучание музыкальных инструментов в джазе? (Разговор)

Домашнее задание: Стр.73 – 77.
Выучить слова песни «Мистер Жук»
Оценивание Напомнить какие критерии оценивания были намечены в начале урока и после чего предложить оценить свою работу и свое настроение на уроке смайликами.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.