Главное меню

  • К списку уроков
КСП "Графические методы и процедуры" (10 класс)
20.05.2019 45 14 Межевикин Дмитрий Анатольевич

Урок № 20 «______»____________ _____

ТЕМА: «ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ»

Цель урока: научить реализовывать графические методы и процедуры в IDE Lazarus.
Задачи урока.
1. Образовательные:
- изучить графические методы и процедуры ;
- разработка приложений «Графический редактор».
2. Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического мышления, самостоятельности;
- формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главного.
3. Воспитывающие:
- воспитание информационной культуры, дисциплины, усидчивости, уверенности в себе;
- воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать;
- формирование целеустремленности, аккуратности при работе на компьютере.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Опрос домашнего задания.
Объясняет новую тему с применением интерактивной доски.
Организует работу учащихся за компьютерами.
Следит за ходом выполнения работы. Отвечаю на вопросы учителя во время опроса.
Слушают новую тему, конспектируют, задают вопросы.
Работают за компьютерами.
Записывают домашнее задание.
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Проверка домашнего задания.
1. Назовите для всех невизуальных компонентов метод.
2. Перечислите этапы создания главного меню приложения.
3. Свойства компонента Timer.
4. Для чего служит свойство Filter диалоговых окон открытия и сохранения документа.
IV. Изучение новой темы.
IV-I Теоретическая часть
Практически у всех компонентов Lazarus есть объектное свойство Canvas (холст), которое является объектом класса TCanvas. Получается, что каждый компонент – это холст, на котором нарисовано изображение компонента. С этой точки зрения, кнопка - на самом деле не кнопка, а холст, на котором нарисованы изображения кнопки и текста. Когда вы щелкаете мышью по кнопке, изображение изменяется и приобретает вид нажатой кнопки. Таким образом, графика Windows представляет собой рисование на холсте.
IV-II Практическая часть
Работа у интерактивной доски.
Заполнение тетради пользования компьютером.
Ход работы.
1) Работа с объектами.
1. Создайте паку «GrafRed».
2. Запустите Lazarus и сохраните проект под именем «GrafRedactor».
3. Для созданной формы установите следующие значения для свойств:
− Caption – Графический редактор;
− BorderStyle – bsSingle.
4. Разместите на форме компонент Panel1 и установите свойству Aling значение alRight, а значение свойства Caption пустым.
5. Разместите на форме компонент Panel2 и установите свойству Aling значение alClient, а значение свойства Caption пустым.
6. Разместите на Panel1 компонент Panel3, и значение свойства Color равным clBlack. Уменьшите компонент до размеров указанных на рисунке.

7. Разместите на два компонент Label и установите значения свойства Caption для них соответственно «Цвет пера» и «Толщина пера».
− Разместите на форме компонент SpinEdit1 и установите для следующих свойств значения: MinValue – 1, MaxValue – 20, Value – 1.
8. Разместите на Panel2 компонент Image1 со свойством Aling равным alClient и свойством Visible равным False.
9. Разместите на форме компонент «MainMenu1» и вызовите окно настройки меню (двойной щечек по компоненту).
10. Создайте NewIteml свойством «Caption» = «Файл».
11. Создайте три пункта подменю NewItem2, NewItem3 и NewItem4 со следующими свойствами:
− NewItem2: Caption = Новый, Name – MenuNew.
− NewItem3: Caption = Открыть, Name – MenuOpen.
− NewItem4: Caption = Сохранить, Name – MenuSave.

12. Разместите на форме компонент «OpenDialog1».
13. Разместите на форме компонент «SaveDialog1» и задайте свойство «DefaultExt» = .bmp.
14. Разместите на форме компонент «ColorDialog1»
2) Работа с процедурами и функциями.
1. Пишем процедуру для события «OnClick» компонента Panel3:
procedure TForm1.Panel3Click(Sender: TObject);
begin
//Устана. цвет в диалоге = цвету пера
ColorDialog1.Color:=Image1.Canvas.Pen.Color;
if ColorDialog1.Execute then //еcли диалог цвета открыт
begin
//присваиваем цвет диалога
Panel3.Color:=ColorDialog1.Color; //для панели цвета
Image1.Canvas.Pen.Color:= ColorDialog1.Color; //для кисти
end;
end;
2. Пишем процедуру для события «OnChange» компонента SpinEdit1:
procedure TForm1.SpinEdit1Change(Sender: TObject);
begin
//Устанавливаем толщину для пера
Image1.Canvas.Pen.Width:=SpinEdit1.Value;
end;
3. Пишем процедуру для события «On MouseDown» компонента Image1:
procedure TForm1.Image1MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
//Установка позиции пера
Image1.Canvas.MoveTo(x,y);
end;
4. Пишем процедуру для события «On MouseMove» компонента Image1:
procedure TForm1.Image1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X,
Y: Integer);
begin
//если нажали ЛКМ то рисуем
if ssLeft in Shift then Image1.Canvas.LineTo(x,y);
//если нажата ПКМ то стираем как ластиком
if ssRight in Shift then
begin
Image1.Canvas.Pen.Color:=clWhite;
Image1.Canvas.LineTo(x,y);
end;
end;
5. Пишем процедуру для события «OnClick» компонента меню MenuNew:
procedure TForm1.MenuNewClick(Sender: TObject);
begin
//создать новый
Image1.Visible := True;
Image1.Canvas.FillRect(Panel1.Canvas.ClipRect);
end
6. Пишем процедуру для события «OnClick» компонента меню MenuOpen:
procedure TForm1.MenuOpenClick(Sender: TObject);
begin
If OpenDialog1.Execute then
begin
Image1.Visible := True;
Image1.Picture.LoadFromFile(OpenDialog1.FileName);
end;
end;
7. Пишем процедуру для события «OnClick» компонента меню MenuSave:
procedure TForm1.MenuSaveClick(Sender: TObject);
begin
if SaveDialog1.Execute then
begin
Image1.Picture.SaveToFile(SaveDialog1.FileName);
end;
end;
8. Запускаем проект.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание: § 18-19, стр 99 вопросы.
VII. Оценивание.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.