Главное меню

  • К списку уроков
Урок 31. Нравственные основы брака и семьи
30.10.2013 4923 0


Цели: ознакомить учащихся с понятиями семейный долг, брач­ный союз, нравственными основами брака и семьи; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литерату­ру к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у уча­щихся уважения к семейным ценностям и традициям, родителям.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, любовь, семья, семейный долг, брак), домашнее задание.

Ход урока

I.   Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль морали в жизни человека и общества»

1.  Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 66-68.

КАРТОЧКА № 66

1.  Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-     Как мораль регулирует деятельность людей?

2.  Для этого подумайте над вопросами:

-     Какие 3 задами, по мнению философов, стоят перед моралью?

-      Как, опираясь на гуманистические принципы, мораль оценивает поступки людей?

-      Для чего людям нужна моральная оценка?

-      Почему человеку необходимо оценивать свои поступки?

-      Как мораль определяет характер деятельности людей?

-      Чем моральное регулирование деятельности людей отличается от государственного регулирования?

-      Почему общественное мнение очень важно для человека?

-      Может ли общественное мнение быть темной силой? Приведите примеры из курса литературы.

3.  Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 67

1.  Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-      Докажите, что человек не раб обстоятельств.

2.  Для этого подумайте над вопросами:

-      Почему в оценке деятельности человека может ошибаться большая часть общества?

-      Какие качества личности позволяют человеку иметь свое собствен­ное мнение, приспосабливать окружающий мир под себя?

-      Должен ли человек стремиться к компромиссу между своими ин­тересами и интересами общества?

-      На что должен опираться человек, выступая против устаревших взглядов общества, мешающих его нормальному развитию?

-      Что такое самоконтроль?

-      Почему, критикуя самого себя, человек совершенствуется?

3.  Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 68

1.  Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-      В чем состоит воспитательная ропь морали?

2.  Для этого подумайте над вопросами:

-      Что такое воспитание?

-      Почему воспитание - процесс двусторонний?

-      Как человек занимается самовоспитанием?

-      Какое влияние на человека оказывают окружающие его люди?

-      Чье влияние оказывается наиболее сипьным? Почему?

-      Почему у морали свое особое положение в воспитательном про­цессе?

-      Каким образом мораль ориентирует развитие личности?

-      Почему, заботясь о себе, человек должен заботиться о других?

-      Как гуманизм связан с воспитанием человека?

3.  Сделайте вывод.

2.   Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

-      Продолжите:

     «Золотое правило... (нравственности (морали))»;

     «Категорический... (императив)»;

     «Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг... (который много знает)»;

     «Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к ... (глупости)».

ВАРИАНТ В

Выполнение задания по дополнительной литературе: отры­вок из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». См. задание к уроку № 20.

3.   Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 66-68, отзывы одноклассников

III.   Изучение новой темы

План

1.   Любовь и мораль.

2.   Брак, семья и мораль.

3.   Семейный долг.

Задача для учащихся: выяснить, зачем встречаются любовь и мораль. Бывает ли гармония противоположностей? Жениться легко, а быть женатым? Как мужчина может стать человеком?

1.   Работа с литературным произведением

-      Прочитайте и обсудите произведение И.С. Тургенева. Со­гласны ли вы с мнением автора. Почему?

Путь к любви

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх - даже презре­ние. Да, все чувства... исключая одного: благодарности.

Благодарность - долг; всякий человек платит свои долги... но любовь - не деньги. [50, с. 361]

2.   Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 346-349) или учебник 2 (с. 110-116).

Задание для учащихся: на примере гармонии совпадений

и гармонии контрастов докажите, что любовь способна возвысить нашу мораль. Почему возникает чувство ревности?

3.   Рассказ учителя о браке и семейном долге (в объеме учеб­ника или с использованием дополнительного материала)

Задание для учащихся: почему люди вступают в брак? Как сохранить благополучие семьи?

Дополнительный материал

Из всех безошибочно действующих ухищрений, когда-либо изо­бретенных дьяволами ада, чтобы погубить любовь, самыми смер­тоносными являются придирки. Этот прием никогда не подводит. Подобно укусу королевской кобры, он всегда отравляет, всегда уби­вает.

Жена графа Льва Толстого обнаружила это, когда было уже слиш­ком поздно. Перед кончиной она призналась своим дочерям: «Я была причиной смерти вашего отца». Дочери ничего не ответили ей на это. Обе рыдали. Они знали: мать говорила правду. Они знали, что она убила отца своими вечными жалобами, беспрерывной критикой, постоянными придирками.

А между тем граф Толстой и его жена по всем данным должны были быть счастливыми. Он был одним из самых знаменитых писа­телей всех времен. Два его шедевра - «Война и мир» и «Анна Каре­нина» - неизменно будут сиять яркими звездами на литературном небосклоне нашей планеты.

Толстой был столь знаменит, что его поклонники следовали за ним по пятам днем и ночью и записывали каждое произнесенное им слово. Записывалось все, даже такие тривиальные выражения, как: «Пожалуй, я пойду спать». И теперь русское правительство издает полное собрание его сочинений, в которое войдет каждая фраза, когда-либо им написанная, и которое должно составить сто томов.

Помимо славы Толстой и его жена имели состояние, обществен­ное положение, детей. Ни один брак никогда не расцветал в более благоприятной обстановке. Вначале их счастье казалось слишком безоблачным, слишком полным, чтобы длиться долго. Поэтому, ста­новясь рядом на колени, они молили всемогущего Бога продлить их блаженство.

Затем произошла удивительная вещь. Толстой постепенно ме­нялся и стал совершенно другим человеком. Он начал стыдиться созданных им замечательных книг и посвятил себя написанию пуб­лицистических статей, в которых проповедовал мир и уничтожение войн и нищеты.

Этот человек, который однажды сознался, что в молодости со­вершил все мыслимые грехи - даже убийство, - пытался следовать учению Иисуса самым буквальным образом. Он раздал всю принад­лежавшую ему землю и вел жизнь бедняка: работал в поле, рубил дрова, убирал сено, сам шил себе обувь, подметал свою комнату, ел из деревянной миски и старался любить своих врагов.

Жизнь Льва Толстого была трагедией, и причиной этой трагедии был его брак. Его жена любила роскошь, а он презирал ее. Она жа­ждала славы и почестей, для него же эти суетные вещи не значили ничего. Она стремилась к деньгам и богатству, а он считал, что иметь богатство и частную собственность грешно.

В течение многих лет она пилила его, бранила и устраивала скан­далы, т. к. он настаивал на предоставлении издателям права печатать его труды без выплаты ему какого-либо гонорара. Она же хотела по­лучать деньги за его книги.

Когда он возражал ей, она впадала в истерику, катаясь по полу с флаконом опиума у рта, клянясь, что покончит с собой, и грозя бро­ситься в колодец.

Одно событие в их жизни представляется мне чуть ли не самой трогательной сценой во всей человеческой истории. Как я уже отме­чал, они были безоблачно счастливы, когда женились. Но теперь, через 48 лет, он едва мог выносить ее. Иногда по вечерам эта старая, убитая горем жена, жаждавшая душевной теплоты, становилась перед ним на колени и просила прочесть ей вслух прелестные строки, полные любви к ней, которые он посвятил ей в своем дневнике 50 лет назад. И оба они плакали, когда он читал о тех прекрасных, счастливых, навсегда ушедших днях. Как отличалась, как резко отличалась реаль­ность жизни от их былых романтических грез!

И наконец, когда Толстому было 82 года, он не смог больше вы­носить трагизма своей семейной жизни и поэтому в одну снежную октябрьскую ночь 1910 г. бежал от своей жены - бежал в холод и тьму, не зная, куда направляется.

Одиннадцать дней спустя Толстой умер на маленькой железнодо­рожной станции от воспаления легких. И его предсмертной просьбой было не допускать к нему жену.

Такова была та цена, которую графиня Толстая заплатила за свои придирки, жалобы и истерики.

Возможно, читатель сочтет, что она имела достаточно оснований для недовольства. Согласен. Однако это не относится к делу. Вопрос сводится к следующему: помогли ли ей придирки или же они беско­нечно ухудшили и без того тяжелое положение?

«Я действительно думаю, что была безумной», - к такому вы­воду пришла графиня Толстая, когда было уже слишком поздно. [25, с. 250-252]

4.   Беседа по тексту документа

IV.  Закрепление изученного на уроке

-      Как возникает любовь?

-      Почему любовь - это высокоморальное чувство?

-      В каких произведениях литературы встречаются сюжеты подобные шекспировским?

-      Что такое гармония совпадений? Что такое гармония кон­трастов?

-      Можно ли вступать в брак не по любви?

-      Как сохранить супружеское счастье?

-      Какую роль в семейном счастье играют дети?

V.  Подведение итогов урока

-      Зачем встречаются любовь и мораль?

-      Бывает ли гармония противоположностей?

-      Жениться легко, а быть женатым?

-      Как мужчина может стать человеком?

Домашнее задание

1.   Прочитать § 53-54 учебника 1 (с. 180-182) или § 15 учеб­ника 2.

2.   Подготовить устные ответы на вопросы:

-      Как связаны понятия любовь и мораль?

-      Что является моральной основой брака?

-      В чем смысл семейного долга?

3.   Выполнить в тетради задания 1-3 на с. 352 учебника 1 или задание 5 на с. 117 учебника 2.

4.   Подготовить к дискуссии «Наша выгода - это высшая цен­ность?»