Главное меню

  • К списку уроков
Урок 18. Свобода совести
29.10.2013 7472 0


Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общест­ва и человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способ­ствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода совести, религиозные верования, Библия, запо­ведь), домашнее задание.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Духовная жизнь»

1.   Подготовка устного развернутого ответа по карточке № 34 и 35

КАРТОЧКА № 34

1.  Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-      Почему общество нуждается в свободных, духовно богатых лич­ностях?

2.  Для этого подумайте над вопросами:

-      Почему право на свободу убеждений является одним из исходных прав человека?

-      Что такое убеждение? Почему оно побуждает человека к действию?

-      Почему очень важно свободное формирование убеждений че­ловека?

-      С какими правами человека тесно связано его право на свободу убеждений?

-      При каких условиях общество и государство ограничивают свободу мысли, слова, убеждения?

-      Что значит быть духовно богатым человеком?

-      Как происходит формирование духовного богатства личности?

-      Как связаны умственное развитие и нравственность в становлении личности?

3.  Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 35

1.  Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-      Как утверждается и развивается достоинство личности в межлич­ностном общении?

2.  Для этого подумайте над вопросами:

-      Что такое человеческое достоинство?

-      Какую роль в становлении достоинства личности играет нравст­венность?

-      Как связано чувство собственного достоинства с духовным богат­ством человека?

-      Может ли чувство собственного достоинства развиваться без об­щения с другими людьми?

-      Почему важно уважать мнение других людей?

-      Могут ли люди иметь одинаковые взгляды на окружающий их мир?

-      Какие принципы спора предлагает Д. Карнеги?

3.  Сделайте вывод.

2.   Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б Работа с тестом

1.  По закону к занятым относятся: 1) работающие по найму или занятые индивидуальной трудовой деятельностью; 2) лица избранные или утвержденные на оплачиваемую должность.

а) верно только 1;            б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;                  г) нет правильного ответа.

2.  Безработными закон признает: 1) лиц, не имеющих работы, состоящих на учете в службе занятости; 2) не работающих в связи с прохождением повышения квалификации.

а) верно только 1;           б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;                  г) нет правильного ответа.

3.  Документ, подтверждающий трудовую деятельность:

а) контракт;

б) трудовой договор;

в) заявление о приеме на работу;

г) трудовая книжка.

4.  Организации, владеющие собственностью и ведущие хозяй­ственную деятельность, имеющие название, устав и печать:

а) юридическое лицо;   б) физическое лицо;

в) гражданское лицо;       г) администрация.

5.  Что входит в понятие «право собственности»?

а) возможность продажи имущества;

б) извлечение прибыли;

в) сдача имущества в аренду;

г) все выше перечисленное.

6.  Главная цель предпринимательства:

а) производство товаров и услуг;

б) расширение производства;

в) получение прибыли;

г) реклама предприятия.

7.  Формами предпринимательской деятельности являются: 1) индивидуальное предприятие, кооператив; 2) благотворитель­ный фонд, выставка картин для всех желающих.

а) верно только 1;           б) верно только 2;

в)                                       верно 1 и 2;            г) нет правильного ответа.

ВАРИАНТ В

Выполнение задания по дополнительной литературе

-     Какие принципы исповедует главный герой?

-     Можно ли назвать его духовно богатым человеком?

Взятка

Иван Никанорович Ляпунов гордился своим предком Ляпуном. В 1546 году подьячий, будучи главой посольской миссии в Бахчиса­рае, отказался платить «посошную» подать мурзам хана Сахиб-Гирея. Перед входом во дворец московских послов традиционно встречала крымская знать и бросала под ноги посохи, требуя за проход прилич­ную мзду. Дело было не только и не столько во взятке: уплативший за проход таким образом признавал свое приниженное положение данника, на чем настаивали крымские ханы, ведшие происхождение от Чингисхана. Несчастного Ляпуна раздели догола и водили по базару с зашитыми ноздрями и ушными раковинами, срамя его перед бахчи- сарайцами, но герой не сдался и уехал, не повидав хана и не подписав очередного договора. По приезде в Москву он был поставлен дьяком в Старгород, где и положил начало славному роду Ляпуновых.

В период становления демократии Иван Никанорович Ляпунов даже проработал два года заместителем мэра Старгорода, но в систему не вписался, ибо не признавал взяток, и ушел на прежнюю работу в старгородский университет, где, заведуя кафедрой, читал курс оте­чественной истории.

Сегодня предстояло прочесть лекцию об отношениях Руси с Ордой, но неожиданный вопрос заставил его перестроить рас­сказ - студентка спросила, откуда появилась на Руси взятка. Ляпунов сам не заметил, как завелся. Он начал с Византии, где государство было разбито на районы-диоцезы. В каждом диоцезе был свой судья и свой епископ. Судья отвечал за разрешение гражданских тяжб, епископ - за дела духовные, связанные с нарушением норм морали и религии. При этом ни первый, ни второй не получали большой и фиксированной платы от государства, как, например, судьи на За­паде, а довольствовались посильным подаянием от истцов, рядя по правде, что и породило взятку. Размер добровольной платы никто не устанавливал, коррупция быстро стала нормой и в госаппарате. Государство постепенно утратило силу и стало легкой поживой для кровожадных турок.

На Западе, жившем по законам римского права, взятка считалась позором и жестоко преследовалась. Византийские нормы попали на Русь вместе с православием: князь, например, рядящий граждан, по­лучал «в кормление» земли, равноценные маленькому окладу, сколь­ко же он брал сверху за разрешение спора, не оговаривалось, на это традиционно закрывали глаза.

-   Вы хотите сказать, что взятка у нас в крови и неистребима? - спросила студентка.

-   Я считаю, что взятки давать нехорошо, с ними следует бороть­ся, - ответил Ляпунов и закрыл тему.

После лекции в кабинет зашел Костя Ступин, его аспирант, по­томственный рыбак из Поозерья.

-   Иван Никанорович, папа рыбки прислал, - парень смущенно протянул коробку с копчеными судаками.

-    Взятку предлагаешь?

-    Ходил с отцом в Озеро, сам коптил - попробуйте, вкусные, я ж от души!

Отказать парню значило его обидеть, Ляпунов махнул рукой и взял судаков.

Он собирался навестить мать - та жила в деревне, в двадцати кило­метрах от города. Мать любила рыбу, судаки оказались кстати. Он ехал в сгущающихся сумерках, забыв пристегнуться, не включив ближний свет, думал о том, что рыбу, наверное, не следовало брать. Из кустов у Христофоровского кладбища выскочил оборотень в сержантских погонах, махнул палкой - Ляпунов подал к обочине. Оборотень был худенький, как ребенок, голый череп с жидкими волосами, костяшки пальцев, правда, заканчивались острыми, как бритвы, когтями.

-    Без ближнего, не пристегнувшись, да на повороте заехали на двойную осевую. Ого, рыбка! - пропищал радостно скелет, нагло за­глядывал через плечо в салон.

-    Денег не дам, - грозно сказал Ляпунов. Скелет вдруг на глазах рассыпался, превратившись в трех голоштанных пацанят.

-    Дяденька, голодные, помоги, - запели они хором.

Смотреть на их изможденные лица без слез было невозможно.

-    Черт с вами, берите! - Ляпунов бросил в окошко две рыбины.

Малышня тут же утащила их в кусты.

Дома в деревне он пожаловался матери на распоясавшихся га­ишников.

-    Вечно людей срамишь, а люди разные, не все жируют. У Кати Пименовой на том юнце деревни муж - сержант-гаишник, худющий, чисто скелет, и на работе пропадает, и по дому все делает, и троих детишек завели, и не пьет, а живут бедно. Власть тебя доконала, Ваня, и что лез, спрашивается, правды искал?

Возражать матери он не стал, махнул водки, закусил огурцом, вышел во двор. Подморозило, небо было все в звездах. Он вдруг представил себе, как предок шел по бахчисарайскому базару, голый, с зашитыми ушами и ноздрями, а толпа кричала ему вслед непонятные ругательства. Водка разлилась по телу, согрела его. Ляпунов смахнул вдруг накатившуюся слезу, повернулся и пошел домой, спать. [3]

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 34 и 35, отзывы одноклассников

III.   Изучение новой темы

План

1. Что такое религиозное верование?

2. В чем состоят притягательная сила и гуманистический смысл религии?

3. Право на свободу совести и ее гарантии.

Задача для учащихся: выяснить, означает ли право на свободу совести возможность действовать согласно своим представлениям о добре и зле. Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви? Не озна­чает ли свобода совести «свободу бессовестности»?

1.  Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника

Учебник 1 § 42 (с. 267-268) или учебник 2 § 20 (с. 153-162) и § 3 учебника для 5 класса (Вигасин А. А. История Древнего мира) и дополнительному материалу.

Задание для учащихся (возможно по степени готовности): А. Почему возникла религия? Б. Какие причины происхождения религии указаны в статье «Истоки веры»? В. Какую роль в общест­ве играют вера и религия? Г. Как религия влияет на мировоззрение людей в Индии?


2.   Беседа по проделанной работе

3.   Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

(учебник 1 (с. 269-271)) или рассказ учителя (в объеме учебника) Задание для учащихся: может ли свобода совести означать «свободу бессовестности»? Нужно ли изучать религиозные дис­циплины в школе? Почему?

Беседа по поставленным вопросам.

IV. Закрепление изученного на уроке

-      Как возникли религиозные верования?

-      Какие общемировые религии вы знаете?

-      Почему религия несет глубокое гуманистическое значение?

-      Представители каких духовных конфессий живут в нашем городе?

-      Почему многие ученые не отрицают существования рели­гиозного начала?

V.  Подведение итогов урока

-      Означает ли право на свободу совести возможность дейст­вовать согласно своим представлениям о добре и зле?

-      Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отде­лением церкви от государства и школы от церкви?

-      Не означает ли свобода совести «свободу бессовестности»?

Домашнее задание

1.   Прочитать § 42 учебника 1 (с. 267-271) или § 20 учебни­ка 2 (с. 153-162).

2.   Подготовить устные ответы на вопросы:

-      Что такое религия?

-      Почему в современном обществе сохраняются религиозные ценности?

-      Почему право на свободу совести закреплено в междуна­родных документах о правах человека?

3.   Выполнить в тетради задание 2 на с. 272 учебника 1 или практикум на с. 163 учебника 2.