Главное меню

  • К списку уроков
Уроки 12-13. Общество как система
28.10.2013 6718 0


Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам...

В. Шекспир

Цели: углубить понимание сущности общества и его отличительных признаков; ознакомить с основными подходами к строению общества и структурными элементами основных общественных институтов; развивать умения анализа сфер общества и их взаимосвязей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.    Организационный момент

(Учитель рассказывает об итогах тестирования и по необходимости разбирает ответы на вопросы, в которых допущено больше ошибок. Затем объявляет тему урока и его цели.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1.    Что такое общество.

2.    Взаимосвязь природы и общества.

3.    Основные сферы общественной жизни.

4.    Основные институты общества.

II.    Изучение нового материала

1. Что такое общество

-    Как вы думаете, что такое общество?

-    Почему общество называют второй природой?

- Сравните муравейник и коллектив людей, выполняющих определенную работу, и скажите, что общего и чем различается образ жизни людей и муравьев.

Дополнительный материал Наши братья по разуму — муравьи?

Недавно в России вышла художественная трилогия французского писателя Бернарда Вербера, посвященная... муравьям. И тут же стала бестселлером. А до этого книга с такими, казалось бы, ничтожными персонажами завоевала бешеную популярность и рекордные тиражи -10 млн экземпляров - в Европе и Северной Америке. Что же так привлекло публику? Ну, во-первых, имя самого автора, уже слегка потеснившего Дэна Брауна на ниве философско-развлекательной литературы и создавшего удивительную картину устройства мира. А во-вторых, необычным, но очень доказательным утверждением: нам не надо искать иной разум на других планетах. Он уже давно рядом - у нас под ногами. И цивилизация муравьев не менее интеллектуальна и сложна, чем человеческая.

Определить жанр произведения можно как научно-популярно-фантастический. От фантастики - предположение, что люди научились напрямую общаться с муравьями, от научно-попупярного - описание жизни муравейника. Вербер в своей автобиографии указал, что писал «Муравьев» 12 лет. Причем не только консультировался у мирмекологов (ученых, изучающих муравьев), но и завел муравейник у себя в квартире, чтобы наблюдать за жизнью этих насекомых. И после прочтения его книг напрашивается вывод: людям надо действительно поскорее подружиться с муравьями. Ведь не исключено (а эволюция еще и не такие фортели выкидывает!), что когда-нибудь нам придется всерьез бороться с ними за место под солнцем.

Стало страшновато. И, дабы развеять опасения, мы попросили создателя первой русскоязычной интернет-энциклопедии о муравьях биолога Владислава Красильникова рассказать, что же в книгах Вебера правда, а что фантастический «ужастик». Увы, беседа подтвердила, что безобидные на вид мураши действительно могут считаться хозяевами нашей планеты - они завоевали Землю задолго до появления человека. И не просто приспособились выживать, но создали свою цивилизацию.

Рядовой человек знает об этих насекомых немного. Мол, в лесу живут большие рыжие, в городах - маленькие черные, а бывают еще совсем мелкие, которые селятся прямо в наших квартирах. Первые два вида вроде бы считаются полезными, а последних надо уничтожать. И все...

На самом деле ученые уже описали 12 тысяч новых видов муравьев, и каждый год к списку прибавляют еще по 200-300, в основном из тропических джунглей.

Многие виды живут огромными колониями, которые ученые называют федерациями, - несколько десятков, сотен или даже тысяч муравейников, соединенных тропинками. Муравьи из одной федерации никогда не будут нападать друг на друга, но могут делиться пищей, совместно охотиться, воевать с конкурентами, зашедшими на их территорию.

Самая крупная федерация существует в Японии на острове Хоккайдо. На площади в 3 тыс. кв. км стоит 45 тыс. муравейников, общее население которых составляет более 300 млн особей.

Кстати, на границах своих федераций многие мураши устраивают буферные гнезда - «блокпосты», где живут только муравьи-воины и разведчики. Вам это ничего не напоминает?

Только два вида существ на нашей планете знают, что такое рабовладельческий строй. Это люди и опять же муравьи. Муравьи - амазонки, у которых даже нет касты рабочих: только матки и солдаты. В России встречается три вида рабовладельцев (обитают на юге европейской части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке). Они не умеют строить муравейники. Они не могут самостоятельно питаться: кто-нибудь да должен класть им пищу в рот. Королева рабовладельцев проникает в чужое гнездо, убивает «местную» матку и начинает нести свои яйца, которые пестуют «няньки» прежних хозяев. Когда рабовладельцы полностью осваивают муравейник, то уничтожают старых домовладельцев. А затем начинают совершать набеги на более мелких соседей. Цель -сбор чужих детей-коконов. Они несут их в свой муравейник и выращивают уже настоящих рабов, которые только и умеют, что собирать пищу и кормить амазонок. Подобное не раз случалось и в человеческой истории.

Так же, как у людей, у муравьев существует специализация в зависимости от климатических условий района, где они обитают. В Азии и Африке живут муравьи-кочевники, которые постоянно путешествуют, устраивая лишь временные биваки. Есть виды, специализирующиеся на собирании семян, разведении тли, охотники (причем поедающие только определенные виды насекомых). Есть и фермеры, устраивающие в недрах своих муравейников плантации грибов. Именно таких земледельцев, живущих в окрестностях Парижа, описал в своем романе Вербер. Но здесь он совершил ошибку - огромные грибные плантации устраивают только муравьи в Южной Америке. Подземные поля они сооружают на глубине 3-5 м, соединяют их тоннелями диаметром до 10 см, а в качестве удобрения используют пережеванные листья. За это их называют листорезами. Недавно выяснилось, что по всей Южной Америке листорезы используют не только один вид грибов, но даже один его штамм - в разных частях континента грибы ничем не отличаются. Получается, что муравьи путем долгих экспериментов создали уникальный сорт грибов, не меняющийся под влиянием внешних условий. Сельское хозяйство появилось у них на 50 млн лет раньше, чем у человека.

Кто еще, кроме человека, занимается растениеводством и производит искусственный отбор? Муравьи. Пример - «Сады дьявола». Название придумали индейцы Перу, которые считают, что в таких местах живет злой лесной дух Чуайтаки. В непроходимых амазонских джунглях вдруг обнаруживается небольшой участок из деревьев только одного вида. Прополка? Селекция местного фермера? Ученые раскрыли тайну «Садов дьявола» только в прошлом году. Оказалось, что местные древесные муравьи жалили избирательно плохие и ненужные им растения, но не трогали свое родное дерево, в стеблях которого живут. Ученые устраивали эксперименты: любые растения, посаженные в зоне обитания этих муравьев, погибали в течение суток. Как посчитали биологи, в самом большом «Саду дьявола» растет 328 деревьев, а возраст этого муравьиного дома около 800 лет.

Можно было бы все достижения муравьиного хозяйства списать на инстинкт. Мол, мать-природа так захотела, а сами насекомые настолько тупы, что ничего придумать самостоятельно не могут. Это не так. Муравьи - единственные из всех насекомых, умеющие подглядывать друг за другом, учиться и осваивать новые технологии.

Первый в мире пример межвидового обучения у муравьев был открыт в Новосибирской мирмекологической научной школе профессора Жанны Ильиничны Резниковой. Фуражиры лугового муравья обучались у более проворных фуражиров прыткого муравья и перенимали у них оптимальный путь к пище.

Любопытно, что не все муравьи в семье одинаково умные. Менее 10% особей в экспериментах все усваивают сразу и являются самыми сообразительными, своеобразными «центрами кристаллизации» в процессе распространения в семье новых охотничьих навыков. И обеспечивают дальнейшее обучение своих «тугодумных» собратьев.

А недавно было обнаружено использование ими ловушек. В Южной Америке один мелкий вид муравьев выгрызает в стебле растений многочисленные отверстия и ждет, пока кузнечик или бабочка провалятся в дырки ногами. Тогда бойцы, спрятавшиеся внутри стебля, хватают жертву за лапки. А отряд снаружи набрасывается и жалит жертву, в десятки раз более крупную, чем сами охотники. Для укрепления ловушки муравьи выращивают в ней специальный плесневый грибок. А это уже использование строительного композиционного материала в охотничьих целях.

Да и с орудиями труда муравьи охотно экспериментируют. В экспериментах на нескольких видах было доказано, что они могут использовать кусочки листьев, щепки и даже обработанные частички почвы для транспортировки жидкой пищи. Макнут ими в разлитую каплю меда, подождут, пока намокнет, и несут домой. В результате такого применения различных предметов муравьям удается переносить за один рейс почти в 10 раз больше пищи, чем при обычной транспортировке в собственном зобике. При жесткой конкуренции с другими муравейниками и другими видами это может быть очень важно.

Наконец, в 1968 г. во Франции был поставлен уникальный эксперимент. Муравьев обучили тянуть за две нити: одна открывала кормушку с сахаром, а другая - пустышку.

И муравьи на 70% совершали правильный выбор. Правда, за нить тянули одни муравьи, а корм поедали другие. Ну чем не люди?

Кстати, о разумных насекомых-хищниках людей первым предупредил Герберт Уэллс в фантастическом рассказе «Империя муравьев».

По оценкам ученых, на нашей планете обитает десять в пятнадцатой степени миллионов миллиардов муравьев. И их общий вес совпадает с весом всех живущих сейчас на Земле людей. Простое ли это совпадение?..

Среднее гнездо рыжих муравьев имеет высоту до 1 м, 50 наземных и 50 подземных этажей, общая длина коридоров 100 км, 1 млн жителей.

Хищников муравьи отгоняют, «стреляя» в них кислотой. Есть и «спецкоманды», которые через глаза, рот, уши врага пытаются попасть ему в мозг и убить.

Расположение ходов муравьи постоянно меняют. Ученые пока не поняли почему. На верхних этажах - солярий. В хорошую погоду сюда приносят яйца, чтобы они получили дозу ультрафиолета.

Самое охраняемое место - зал, где живет матка. Отсюда она никогда не выходит, общаясь лишь с рабочими, забирающими яйца.

Все припасы хранятся в одном месте, глубоко под землей, чтобы враги не захватили их в первую очередь.

Глава любого муравейника - матка-королева (у некоторых видов маток несколько). С самцом она спаривается всего один раз, но запасов сперматозоидов ей хватает на всю - 10-15 лет - жизнь. Почти у всех муравьев кастовая система: из одних яиц выводятся новые матки, из других - охотники, няньки, строители, сборщики падали, охранники, рабочие и т. д. Причем профессию в течение жизни в нормальных условиях они, как правило, не меняют.

Из оплодотворенных яиц выводятся только самки, поэтому большинство особей в муравейнике принадлежит к слабому полу. Но матка «выдает» и неоплодотворенные яйца - из них получаются самцы. Цель жизни мужской половины муравейника - оплодотворить очередную молодую матку, когда та уходит из семьи, чтобы основать свой город.

Слово «общество» многозначно. Обычно оно используется в следующих значениях:

• группа лиц, объединенных совместной деятельностью для достижения общих целей и реализации интересов. В этом

4 Поурочные разработки по обществознанию

значении синонимами понятия «общество» являются слова «союз», «организация», «объединение», например, общество книголюбов, спортивное общество;

•    определенный этап в развитии человечества, страны. В этом случае оперируют терминами «стадия», «период», «этап», например, период нэпа, первобытное общество;

•    совокупность населения страны, государства, региона, например, дворянское общество, высшее общество;

•    качественная характеристика какого-либо этапа в развитии страны или человечества в целом, например, общество потребления, информационное общество.

Между ними есть одно сходство: все они означают «общий», «общность».

В широком же смысле сущность понятия «общество» есть в учебнике.

Откройте учебник на с. 24 (Кравченко) или с. 5 (Боголюбова), прочитайте определение и найдите два признака философского понятия «общество», или более широкое значение этого термина. (1 - обособившаяся, но 2 — тесно связанная с природой совокупность форм совместной деятельности людей.)

Обособление выражается в том, что законы природы не являются непреложными в общественной жизни (общество выбирает в качестве приоритетных не материальные, а духовные и интеллектуальные потребности). Однако в природе проявляются закономерности, отражающие специфический характер общественных отношений (государственная защита природных парков и заказников, в которых искусственно поддерживается сохранение флоры и фауны).

2. Взаимосвязь природы и общества

Для взаимодействия общества и природы характерна их неразрывная связь друг с другом. Общество возникло в результате развития природного мира, когда в течение длительного времени шел процесс становления человека; материальное производство сначала носило присваивающий характер (собирательство и примитивная охота) и только после неолитической революции стало производящим; природно-климатический фактор оказывает значительное влияние на складывание менталитета и государственности. Кроме того, деятельность людей видоизменяет природные ландшафты; человек добывает и использует в своих целях различные природные ресурсы; активно вмешивается в биосистемы, и это вмешательство бывает как благотворным, так и разрушительным.

- Как вы думаете, в чем специфика взаимодействия общества и природы? Приведите конкретные факты.

Дополнительный материал

Влияние природно-климатического фактора на русскую историю

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность.

И.А. Ильин. О путях России

Влияние природно-климатического фактора на специфику исторического развития России отмечают практически все российские и зарубежные исследователи. Последним по времени остановился на этой проблеме JI.B. Милов, который при ее решении опирался, пожалуй, на наиболее солидную фактическую базу. По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), «при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю). В течение по крайней мере четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота... Находясь в столь жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена... Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т. д.). Крестьянину на западе Европы ни в Средневековье, ни в Новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4-6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий».

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов, оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующий класс создавал «жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России...»

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся гарантом выживаемости основной массы населения. Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в России вплоть до 1917г. Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 1920-е гг. вплоть до коллективизации... Думается, и колхозная система смогла утвердиться в русской деревне лишь благодаря общинным традициям.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном итоге наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер. Прежде всего речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т. п. Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к «подрайской землице», к «беловодью» и т. п., чему не в последнюю очередь обязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек («хлебопашец есть раб привычки»). Кроме того, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта ситуация во многом способствовала становлению в среде «слуг общества», того типа работника умственног о труда, который известен как «тип русского интеллигента».

3. Основные сферы общественной жизни

- Прочитайте текст на с. 26-27 учебника Кравченко, определите, какие отношения охватывает каждая общественная сфера. (Экономическая сфера: отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Политическая сфера: отношения государства, общества, личности по поводу власти и управления. Социальная сфера: отношения, связанные со взаимодействием классов, социальных слоев и групп. Духовная (культурная) сфера: отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры и искусства.)

Итак, все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

(Обсуждается схема «Вертикальная структура общества» на с. 27 учебника.)

4. Основные институты общества

(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и беседа по таблице «Функции и структурные элементы основных институтов общества».)

Для характеристики общества как системы важно выявить взаимную связь социальных сфер, или подсистем общества, и входящих в них структурных элементов. Речь идет о связях между социальными группами, нациями, индивидами, возникающих по поводу различных взаимоотношений. Условно их разделяют на два основных вида: материальные общественные отношения и духовные общественные отношения.

Материальные отношения связаны с вопросами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Духовные отношения - идеологические, нравственные, политические, правовые, философские и др.

III. Закрепление изученного материала

-    Что понимается под обществом в широком и узком смысле слова?

-    Какова специфика взаимосвязи общества и природы?

-    Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни.

-    Можно ли характеризовать общество как систему?

-    Часть обществоведов считает, что общественные науки в значительной степени зависимы от научных школ, личной позиции ученого. Правы ли они? Свой ответ аргументируйте.

-    Имеет ли право учитель излагать учащимся свою точку зрения, или он обязан быть беспристрастным?

-    Приведите пословицы, поговорки, народные сказки для подтверждения особенностей национального характера.

Домашнее задание

1. Учебник Кравченко: § 3, вопросы и задания к параграфу, напишите эссе по одному из вопросов на с. 30-31.

2. Учебник Боголюбова: § 1, задания на с. 14, напишите эссе по одному из высказываний из раздела «Об обществе всерьез и не очень».