Главное меню

  • К списку уроков
Игры для детей 3 лет
24.03.2016 597 136 Пушкина Алёна Александровна

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ

ИГРЫ БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ
ИГРЫ С БЕГОМ

Бегите ко мне

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе не толкаясь, упражнять в беге по прямому направлению.

Описание игры
Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки.
Когда дети соберутся возле воспитателя, он переходит
или перебегает на другую сторону площадки и говорит
снова: «Бегите ко мне». Так повторяется 3—4 раза.
Если игра проводилась с небольшой группкой, воспитатель предлагает этим детям отдохнуть и проводит игру с другой группкой. В том случае, когда в игре участвовали одновременно все дети, воспитатель возобновляет игру со всеми.
На слова воспитателя «Бегите домой» дети садятся
на стулья и отдыхают.
Продолжительность игры 4—6 минут.

Правила игры
1) Бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне».
2) дети бегут к стульям и садятся только после слов воспитателя «Бегите домой».

Указания к проведению игры
1. Игру можно проводить не со всеми детьми, а с небольшими группами: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем они меняются ролями.
2. Вначале дети могут занимать любой стул, а постепенно приучаются находить свои места.

Догоните меня
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе не толкаясь, упражнять в беге по прямому направлению.

Описание игры
Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня»,— предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать, Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня» — и бежит в противоположную сторону, а дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Общая продолжительность игры 4—5 минут.

Правило игры
Бежать за воспитателем можно только после сигнала «Догоните меня».

Указание к проведению игры
Игру лучше проводить с небольшими группами детей:
пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

Найди свой домик (Солнышко и дождик)

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя), двигаться в коллективе не толкаясь и находить свое ме-сто на площадке, упражнять в ходьбе и беге..

Описание игры
Дети сидят на стульях или скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по сторонам площадки, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода! Идите гулять!» Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел,— говорит воспитатель,— бегите домой!» Дети бегут к стульям и занимают свои места.
Воспитатель приговаривает: «Кап, кап, кап» и стучит пальцами о ка-кой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше.
Постепенно дождь утихает, и воспитатель снова говорит детям: «Идите гу-лять! Дождь перестал».
Так повторяется 3—4 раза. После этого дети возвращаются в домики, а воспитатель осматривает их одежду и расспрашивает, не намочили ли они платье, ботинки,
Затем игра возобновляется.
Игру следует повторить 4—5 раз.

Правила игры
1) Дети уходят из дома по сигналу: «Идите гулять!»
2) Дети бегут домой по сигналу воспитателя: «Дождь пошел!»

Указания к проведению игры
1) Игру можно постепенно усложнять: дети вначале занимают любой стул, а затем только свой.
2) Вместо домика можно устроить переносный навес (из материи, большого платка или одеяла), растягивать который помогает воспитателю ребенок из старшей группы. Дети прячутся от дождя под навес.
3) Сначала дети собираются под навесом в определенном месте, а по-том навес устраивается в разных местах площадки.
4) Во время прогулки дети могут собирать грибы, ягоды.
5) Иногда ходьбу можно заменить пляской,

Мыши и кот
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, уп-ражнять в беге по разным направлениям.

Описание игры
Дети — «мыши» сидят в норках — на стульях или на скамейках, по-ставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.
В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка про-сыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и зани-мают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает.
Игра повторяется 4—5 раз.

Правила игры
1) Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кошка заснет.
2) Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и амяукает.

Указания к проведению игры
1) Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
2) Воспитатель может использовать в игре кошку — игрушку или та-кую, которая надевается на руку.

Воробышки и автомобиль
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, уп-ражнять в беге по разным направлениям и в прыжках.

Описание игры
Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками: На од-ном конце площадки размещаются на стульях или на скамейках «воробышки». На другом конце обозначается место для «автомобиля» (гараж). Автомобиль изображает воспитатель.
«Воробышки» вылетают из гнезда»,— говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях (в пределах очерченной площадки), подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробышки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место — гнездо).
Автомобиль возвращается в гараж.
Игра повторяется 3—4 раза.
Общая продолжительность игры 5—6 минут.

Правила игры
1) Нельзя убегать за границы площадки.
2) Вылетать из гнезда можно только по сигналу воспитателя.
3) Возвращаться в гнезда можно лишь при появлении автомобиля.

Указания к проведению игры
1) первое время автомобиль изображает воспитатель, а затем он
выбирает вместо себя одного или нескольких детей.
2) Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать в руки рули
или флажки (флажки надо держать поднятыми вверх).
3) Воробышки могут помещаться в гнездышках (в кружочках),
начерченных на земле или выложенных из шишек, камешков.
4) Воробышки могут стоять на скамеечках высотой
10—15 см и по сигналу воспитателя спрыгивать с них.
5) Вместо скамеечек можно использовать доски на подставках. Воспитатель следят, чтобы при спрыгивании дети сгибали колени и приземлялись на носки. Прежде чем вводить прыжки в игру, нужно дать детям возможность поупражняться, при этом воспитатель должен проследить, как прыгает каждый ребенок, и помочь детям овладеть правильным движением.
6) В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или о землю.
При помощи этой игры воспитатель

Бегите к флажку
Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу, упражнять в беге, ходьбе.

Описание игры
Дети получают флажки двух цветов: одни — синего, другие — красного.
Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой — красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками — напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги» и протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими.
Игра проводится 4—5 раз.

Правила игры
1) Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять».
2) Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги!»

Указания к проведению игры
1) Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него.
2) Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому сигналу играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!» дети бегут к воспитателю и становятся против флажка своего цвета.
3) Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку
соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С
платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле
воспитателя.

Поезд

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание игры
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцеп-ления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Общая продолжительность игры 4—5 минут.

Правила игры
Поезд может двигаться только после гудка (т. е. по
сигналу воспитателя).

Указания к проведению игры
1) Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.
2) Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры
После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.
В другой раз можно предложить детям немного поплясать под мело-дию, спетую воспитателем.

Указания к проведению игры
1) В варианте игры бежать в вагоны, т. е. строиться в колонну, можно
только по гудку паровоза.
2) Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне — находить свой «вагон».

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

Мой веселый, звонкий мяч
Цель: развивать у детей умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу, упражнять в бе-ге, в подпрыгивании на двух ногах.

Описание игры
Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Он берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать, «как мяч». Дети, наблюдая за мячом, прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и, повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню».
Все дети убегают к стульям и садятся на них, а воспитатель делает вид, что догоняет «мячи». Когда дети немного отдохнут, игра повторяется.
Продолжительность игры 5—7 минут.

Правила игры
Убегать можно только после слова «догоню».

Указания к проведению игры

1) Вначале воспитатель проводит игру с небольшой группой детей, а остальные сидят и смотрят. При повторении игры он вовлекает в нее еще нескольких детей, а затем и всю группу.

2) Воспитатель может поставить рядом с собой нескольких детей, ко-торые будут вместе с ним отбивать свои мячи, а затем ловить убегаю-щих детей.
3) Вначале воспитатель не ловит, а только делает вид, что догоняет дети
По ровненькой дорожке
Цель: развивать у детей умение двигаться ритмично (согласовывать движения со словами), находить свое место, упражнять в ходьбе, в прыж-ках, в приседании, в беге.
Описание игры
Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.
Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
В яму — бух
При словах «по ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», — прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, На слова «в яму — бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотворение.
После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом
Там мы живем.
По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.
Повторить игру можно 2—3 раза.
Правила игры
1) Движения должны соответствовать тексту стихотворения.
2) Вставать с корточек можно только после слов воспитателя: «Вылезли из ямы».
3) Убегать домой разрешается только после слов: «Там мы живем».
Указания к проведению игры
1) Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.
2) Вначале воспитатель сам идет впереди колонны.
Потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп
и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором
произносится стихотворение.
3) Дети не должны долго находиться в положения
на корточках.

ИГРЫ С ПОДЛЕЗАНИЕМ

Наседка и цыплята
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову), упражнять в беге по разным направлениям и в подлезании.

Описание игры
Дети изображают «цыплят», а воспитатель «наседку», На одной стороне площадки огорожено веревкой
место — «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40—50 см).
Сбоку, в стороне, помещается «большая птица».
Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут до-мой.
Игру можно повторить 3—4 раза.

Правила игры
1) По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.
2) По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой.

Указания к проведению игры
1) Веревка должна быть натянута примерно на высоте 40—50 см от земли. При такой высоте дети могут подлезать на четвереньках. При большей высоте (60—70 см) дети не опираются руками о пол (землю), а, подлезая, только сгибают корпус.
2) Когда цыплята возвращаются домой, воспитатель поднимает веревку повыше, чтобы дети не задели ее.
3) Роль наседки можно поручать со временем и самим детям.
4) Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного
побегали по площадке.
ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ

Пузырь

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично, упражнять в приседании, построении в круг, а в варианте игры —в беге по разным направлениям. Игра способствует развитию речи,

Описание игры
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитате-лем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова об-разуют маленький круг, и игра возобновляется.
Игру можно повторить 3—4 раза.

Правила игры
Говорить хором «хлоп» и приседать на корточки можно только после слов воспитателя «пузырь лопнул».

Указания к проведению игры
1) Слова «пузырь лопнул» воспитатель может заменить словами «воздух выходит». Тогда все играющие, не разрывая сцепленных рук, медленно сходятся к центру, произнося «тсс…».
2) После слов «да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит «полетели пузыри». Дети разбегаются кто куда хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»

Зайка
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, подпрыгивании на двух ногах, в нахождении своего места. Игра способствует развитию речи.
Описание игры
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый из де-тей становится на свое место. По сигналу воспитателя «бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину.
Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, ил-люстрирующие текст.
1. Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу,
Он ушами шевелит, Начиная со слов вот так» и
Вот так, вот так до конца шевелят кистями рук,
Он ушами шевелит подняв их к голове.
2.Зайке холодно сидеть, До слова хлоп» и до конца
Надо лапочки погреть. хлопают в ладоши,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
3. Зайке холодно стоять, Со слова скок и до конца
Надо зайке поскакать, прыгают на двух ногах на месте.
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
4. Кто-то зайку испугал, Воспитатель хлопает в ладо-ши,
Зайка прыг…и убежал и дети разбегаются по своим
Местам.
Затем игра возобновляется с новым «зайцем».
Игру можно повторить 3—4 раза.
Правила игры
Дети могут убегать на свои места только после слов «и убежал», а собираться в круг после слов «бегите
в круг».
Указания к проведению игры
1) Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети четко произносили слова.
2) Движения нужно делать только тогда, когда произносятся две по-следние строчки каждого куплета.
3) До начала игры воспитатель вместе с детьми должен приготовить места для зайцев. Если игра проводится зимой, на площадке хорошо начертить кружочки краской на снегу; если она проводится в комнате, местами для зайцев могут быть стулья.
4) В середину круга можно поставить несколько зайцев.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Угадай, кто кричит

Цель: развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание игры
Дети сидят полукругом на стульях, на ковре или на траве. Перед детьми, на расстоянии нескольких шагов, ставится ширма или протягивается веревка, на которую вешается занавеска. Воспитатель называет кого-нибудь по имени и тот идет за ширму. Педагог договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, блеяние овцы, кудахтанье курицы, лай собаки, крик петуха и другие звуки. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.
Продолжительность игры 4—6 минут.

Правило игры
Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Указание к проведению игры
Если ребенок не знает, какому животному или птице
подражать, — воспитатель ему помогает.

Найди флажок

Цель: развивать наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора».

Описание игры
Дети сидят на стульях в. разных местах комнаты (площадки). По слову воспитателя дети встают и повертываются лицом к стене, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей).
«Пора», — говорит воспитатель, дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки.
Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок.
По сигналу «на места» дети садятся на стулья, и игра
начинается снова.
Игра повторяется 2—3 раза.

Правило игры
Поворачиваться лицом к воспитателю можно только
после слова «пора».

Указания к проведению игры
1) Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
2) Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке:
можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.